Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен

Метод сопоставления цен применяют при налоговом контроле.


Понятие рыночной и регулируемой цен

Метод сопоставления цен имеет значение при проверке того, правильно ли осуществлен расчет налогообложения подконтрольным субъектом. Превышение предельных значений может послужить основанием для доначисления подлежащих внесению в бюджет сумм.

Одним из инструментов для проверок служат правила, установленные в ст. 105.4 НК. Они предусматривают особенности признания цен рыночными для целей налогообложения в тех сферах, где применяется их регулирование.

С точки зрения экономики, рыночной ценой признается стоимостной показатель, определяющий текущий баланс между спросом и предложением. Они отличаются постоянной динамикой, поскольку количество доступного и востребованного товара всегда отличается.

Одним из лучших примеров выступает рынок недвижимости. На него влияет огромный набор факторов, поэтому рыночная цена на единицу площади с течением времени существенно меняется.

Цены регулируемого типа, напротив, отличаются абсолютной или относительной стабильностью.

Их применение связано с особой важностью той или иной сферы экономики. Примером выступают финансовые рынки. Другим случаем, когда применяется не рыночная цена, а регулируемая, является энергетика.

Учитывая то, что в ряде сфер имеются только специально установленные тарифы, при установлении налогообложения возникают проблемы. Это связано с тем, что рынок услуг или товаров есть, а рыночная цена на нем отсутствует.

Чтобы решить указанную проблему, законодатель определил порядок признания регулируемого тарифа или цены рыночной для целей налогообложения, не разделяя эти виды. По этой причине, следует отличать этот термин от используемого в экономике или других отраслях законодательства. Рыночная цена, в понимании НК, может регулироваться.

Особенности, связанные с признанием цен рыночными

Ч. 1. Ст. 105.5 НК устанавливает такие признаки. К ним относятся следующие случаи:

1. Установление цены.

Подразумевается применение единственно возможного тарифа, касающегося конкретной сделки. Такой способ допускает и применение различных цен в отношении разных приобретателей. Отличительной особенностью этого метода выступает определение параметра при отсутствии необходимости проводить расчеты.

2. Совместное с определенным исполнительным органом установление формулы, по которой определяется тот или иной тариф.

Речь идет о применении базовых ставок, к которым применяются поправочные коэффициенты. В качестве последних могут использоваться различные макроэкономические показатели (например, дефлятор), либо характерные для регулируемого рынка параметры.

3. Определение максимальной или минимальной цены, либо использование этих методов в совокупности.

Примером действия предельных значений выступает установление стоимости на алкогольную продукцию. Максимальная или минимальная стоимость предоставляет некоторую свободу действий. Этот способ устанавливает лишь предельные ограничения.

Стороны сделок вправе совершать их с применением цен, отвечающим установленным лимитам. Если субъектом применяется рыночная цена, не соответствующая параметрам указанных ограничений, его могут привлечь к ответственности.

4. Надбавки к цене, либо скидки.

Такой метод отличается относительным влиянием на итоговую стоимость. Экономические агенты не ограничены в ее установлении, но, в определенных случаях, обязаны применять повышающие или понижающие коэффициенты.

5. Другие способы, которые призваны сократить прибыль, либо рентабельность.

Этот перечень является открытым, поскольку могут быть придуманы дополнительные способы для осуществления регулирования цен.

 

Порядок признания цен рыночными

Рыночная цена, при установлении одним из указанных выше способов, признается таковой, если соблюдено хотя бы одно из следующих условий:

  • основанием для установления регулируемого тарифа выступает законодательный акт федерального уровня. Он должен быть принят парламентом и подписан главой государства. Кроме того, необходимо, чтобы реализовался механизм вступления соответствующих правил в силу;
  • другим условием может служить установление таких цен Постановлением Правительства. Примером выступают тарифы в сфере обязательного страхования автовладельцев;
  • на региональном уровне цены могут назначаться законами субъектов РФ. Должна быть соблюдена как процедура их принятия, так и вступления в силу;
  • возможно действие таких цен и на местном уровне. Для этого муниципалитеты принимают соответствующие акты;
  • если порядок введения регулируемого тарифа предусматривает полномочия отдельного органа власти на установление цен, то условием является издание им соответствующего документа;
  • возможно установление цены и нормативными актами других стран. При этом, должны соблюдаться все правила, установленные для осуществления этой процедуры в том или ином государстве;
  • также закон допускает определение тарифов условиями международных соглашений, в которых участвует Россия. Эти документы приобретают юридическую силу только после ратификации парламентом.

 

Расчет цен в зависимости от того, какие виды регулирования использованы

Нормами ст. 105.4 НК установлен ряд специальных правил, по которым производится расчет цен при регулировании тарифов. Это объясняется особенностями, которыми отличаются некоторые виды принятых решений при установлении цен.

Если речь идет о применении фиксированного тарифа, либо формулы его определения, то жесткость регулирования позволяет принимать в расчет именно эту цену.

Закон не предусматривает специальных правил по признанию установленной такими способами стоимости рыночной.

 

Установление предельных цен

Ч. 2. Ст. 105.4 НК устанавливает правила, которыми нужно руководствоваться, если государство пошло по пути установления минимальных или максимальных цен на тот или иной товар.

Такие особенности обусловлены более гибкими регулирующими мерами, в сравнении с фиксированной стоимостью или ситуациями, при которых применяется определенная формула расчета.

Согласно указанным нормам, такая цена не может автоматически признаваться рыночной. Это объясняется высокой вероятностью нахождения такого интервала выше предельных уровней. Реализация товара по минимальной цене может быть просто экономически невыгодной.

В противном случае, возникала бы возможность занижать базу для налогообложения и осуществлять расчет подлежащих внесению в бюджет платежей в отношении гораздо меньших сумм.

Если при установлении значения минимальной цены, последнее попадает в рыночный интервал, то его минимальным порогом признается установленный одним из указанных актов параметр.

Нарушение требований других отраслей законодательства в налоговой сфере не поощряется.

Не допускается занижение налоговой базы путем нарушение норм актов в другой области.

Аналогичным образом реализована ситуация в части максимальных предельных цен. Если она находится вне пределов рыночного интервала, то не может считаться рыночной при определении налогообложения. Расчет будет осуществляться, согласно стандартным правилам.

Если максимальный показатель будет находится в пределах рыночного интервала, то он будет играть роль его верхней границы.

В ситуации, когда регулирование предполагает установление как нижних, так и верхних предельных показателей, применяются оба правила. При одновременном нахождении вне фактических рыночных параметров, они не применяются для налогообложения, расчет которого производится.

 

Последствия установления иных ограничений на размеры рентабельности или прибыли

Если законодатель использует метод установления предельных надбавок к ценам максимального или минимального вида, то к способу определения рыночной стоимости применяются правила, касающиеся интервала, установленные в ч. 2 и 3 ст. 105.4 НК.

По этой причине, они могут использоваться для расчета, когда ограничивают возможный разброс. При нахождении вне указанного интервала они не используются.

Указанные правила распространяются на обязательные скидки, а также на все другие случаи, ограничивающие рентабельность и прямо не предусмотренные в ч. 1 ст. 105.4 НК.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по налогам
Юрист по налогам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по налоговому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут