Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц


Лица, обязанные сообщать информацию в налоговые органы

Государство осуществляет контроль за внесением обязательных платежей не только через налоговые органы и банки.

Существует целая группа структур, на которые возложены обязанности направлять соответствующие данные. Все указанные органы, а также состав передаваемых сведений, указан в ст. 85 НК.

В состав субъектов, обязанных сообщать те или иные сведения о налогоплательщиках, входят как государственные структуры, так и саморегулируемые сообщества, а также отдельные лица. Предоставление такой информации связано с контролем за исполнением гражданами и организациями своих обязанностей, предусмотренных НК.

Состав сведений зависит от передающей их структуры. Эти данные имеют значение в части контроля за уплатой различных налогов. Данные, как правило, передаются в налоговую инспекцию по месту расположения контролирующей структуры.

Если инспекция направляет запрос, то ответ должен быть дан в течение 5-ти дней после его получения.

1. Структуры Минюста.

На них возлагаются обязанности информировать налоговую инспекцию о назначении лица нотариусом. Срок исполнения этого требования составляет 5 дней с момента принятия акта о назначении.

Налоговое законодательство по многим аспектам приравнивает нотариуса к ИП. По этой причине, налоговой инспекции важна информация о вновь назначенных на эти должности гражданах.

Также речь идет о ведении реестра иностранных неправительственных организаций некоммерческого типа. После внесения соответствующей информации они должны в 10-дневный срок уведомить инспекцию.

2. Региональные адвокатские палаты.

На эти образования нормы закона возлагают обязанность ежемесячного информирования об изменениях в составе адвокатов. Подлежит сообщать как о новых членах палаты и выбранной ими форме осуществления деятельности, так и о прекративших свой статус. Случаи их приостановления также должны отражаться в отчете.

Сведения должны направляться не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным.

Причина наличия этой обязанности схожа с предыдущим случаем. Адвокаты, действующие посредством адвокатского кабинета во многих вопросах приравнены к ИП. Установление регулярной отчетности объясняется большим количеством адвокатов, нежели нотариусов.

3. Структуры МВД.

В настоящее время ФМС вновь передана в ведение МВД. На них возложены функции передачи сведений о месте регистрации граждан. Также они должны сообщать о постановке и снятии иностранных физических лиц с миграционного учета.

Срок предоставления данных составляет 10 дней с момента соответствующих регистрационных действий.

Если речь идет о выдаче разрешения на работу или патента, данные должны направляться не позже следующего дня

Это информация является базовой для налогового учета, а, в случае с разрешением требуется для контроля уплаты НДФЛ.

Структуры МВД осуществляют учет транспортных средств и должны сообщать об их собственниках, а также о совершенных сделках. Данные передаются в 10-дневный срок после регистрации, а также до 15 февраля каждого года, следующего за отчетным.

Это связано с тем, что налоговые инспекции самостоятельно исчисляют транспортный налог. Кроме того, информирование облегчает контроль за уплатой НДФЛ.

Также структуры МВД должны информировать инспекцию о выдаче или замене паспортов граждан с указанием их данных. Это необходимо делать в течение 5-ти дней. Если гражданин обратился с заявлением об утере указанного документа, данные передаются в 3-дневный срок.

Передача информации о паспорте связана с налоговым учетом граждан.

4. Подразделения ЗАГСа и органы опеки и попечительства.

Эти структуры должны извещать налоговую инспекцию обо всех случаях регистрации актов гражданского состояния, а также об установлении и снятии статуса опекунов или попечителей, включая данные о детях-собственниках имущества.

Сведения должны отправляться в 10-дневный срок после регистрации соответствующих изменений.

Передача этих данных обусловлена необходимостью проверки использования гражданами льготных режимов по ряду обязательных платежей. Кроме того, факт смерти является основанием для прекращения налогового учета.

5. Дипломатические и консульские учреждения.

Эти учреждения, находящиеся за пределами России, должны сообщать обо всех фактах, связанных с консульским учетом граждан, находящихся вне РФ, а также регистрацией актов гражданского состояния и установлением или снятием опеки и попечительства.

Данные передаются в налоговую инспекцию по месту расположения МИДа в 3-месячный срок.

Необходимость такой информации связана с проверкой статуса нерезидентов.

6. Структуры Росреестра.

Они обязаны передавать данные о правах на недвижимость и сделках с ней. Информирование должно происходить не позже 10-ти дней после регистрации, а также ежегодно, не позднее 15 февраля.

Полученные сведения являются базовыми для исчисления налога на имущество физлиц. Кроме того, они упрощают контроль за уплатой НДФЛ.

7. Нотариусы.

Через нотариусов граждане оформляют права наследования, а также дарение. Они должны сообщать об указанных фактах в 5-дневный срок. Данные о дарении должны сопровождаться информацией о наличии и степени родства между сторонами договора.

Это делается для исчисления НДФЛ.

8. Органы, осуществляющие аккредитацию филиалов иностранных компаний.

К таковым относятся ЦБ РФ, федеральное агентство воздушного транспорта и специально уполномоченная ИФНС. Они обязаны сообщать о получении и лишении компании такой аккредитации в течение 10 дней после издания соответствующего акта.

9. Пенсионный фонд.

Его структуры с 2017 г. начнут подавать данные о застрахованных лицах и их изменениях в 10-дневный срок. Это связано с тем, что функции по администрированию взносов во внебюджетные фонды перейдут к ФНС.

 

Формы и форматы сведений, связанных с учетом организаций и физических лиц

Передавая данные, обязанные лица и структуры должны руководствоваться требованиями ч. 11 ст. 85 НК. Она разделяет их по способу осуществления уведомления.

Электронная форма предусмотрена для структур МВД, Росреестра и ЗАГСа. Аналогичным способом должен действовать орган опеки и попечительства, а также дипломатические и консульские учреждения.

С 2017 года подразделения ПФР будет обязано представлять документацию в электронном формате.

Остальные обязанные лица и структуры вправе использовать бумажные носители.

Приказом ФНС утверждены формы для представления информации на бумажных носителях. В нем содержатся образцы почти для всех рассмотренных структур.

В случаях, когда закон предусматривает электронные уведомления, бумажный формат не используется.

Переданные уведомления считаются надлежаще оформленными, если заполнены все необходимые графы и стоит подпись уполномоченного лица, заверенная печатью отчитывающейся структуры. В случаях, когда возможна неопределенность, предусмотрены примечания, позволяющие разрешить противоречие.

Указанные бумаги направляются почтой либо доставляются курьером в инспекцию.

Согласно ч. 11 ст. 85 НК, порядок предоставления данных должен согласовываться ФНС и указанными субъектами. Это объясняется необходимостью подбора удобного формата, который учитывает особенности применяемых автоматизированных систем.

Примером выступает совместный приказ ФНС и Росреестра, устанавливающий порядок взаимодействия.

 

Ответственность лиц за неисполнение обязанностей по представлению информации

Ст. 129.1 устанавливает ответственность лиц, которые не передали в инспекцию необходимые данные. В качестве санкции выступает штраф, составляющий 5 тыс. рублей. Если нарушение повторяется в течение календарного года, то взыскание составит 20 тыс. рублей.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по налогам
Юрист по налогам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по налоговому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Регистрационный учет

Здравствуйте,я иностранная студентка,учусь в Архангельске и регистрационный учет прописан там.В данный момент нахожусь в Москве ,каникулы.Мне обязательно надо получить временную регистрацию?

Мумтозбегим28.09.2021 05:22

Добрый день. Да, становиться на учет по месту пребывания обязательно согласно положениям ст. 20 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан"

Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
 

1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 163-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

2. Постановке на учет по месту пребывания подлежат:
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) не имеет места жительства;

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

г) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 385-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

б) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 385-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.
(часть третья в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).
(часть третья.1 введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 133-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Учреждение, исполняющее уголовное наказание, обязано представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 385-ФЗ)

4. Иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде указанных иностранных граждан в Российскую Федерацию.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 446-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи высококвалифицированного специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания. После истечения такого девяностодневного или тридцатидневного срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по новому месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 23.12.2010 N 385-ФЗ, в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

5. Учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Не подлежат учету по месту пребывания:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;

2) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;

4) иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.
(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

7. Иностранные граждане, указанные в части 6 настоящей статьи, вправе в установленном порядке уведомить о своем месте пребывания орган миграционного учета по месту пребывания данных иностранных граждан.

8. Особенности миграционного учета иностранных граждан в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(часть восьмая введена Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

9. Особенности миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливаются указанным Федеральным законом.
Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна28.09.2021 15:18