Обязанности банковских учреждений по осуществлению налогового контроля
В отдельных ситуациях предусматривается особый субъект, именуемый налоговым агентом.
Однако бывают и случаи, когда обязанности возлагаются на лицо, не имеющее отношения к внесению сумм в бюджет налогоплательщиком. Примером таких организаций выступают банки, на которые распространяются определенные требования в ходе осуществления налогового контроля.
Порядок действий этих организаций определен в ст. 86 НК. Первая обязанность банка, которая связана с налоговым контролем, связана с процедурами открытия и закрытия счетов, а также депозитов и изменением любых реквизитов.
Если в кредитное учреждение обращается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, либо представительство зарубежной неправительственной организации, то на него возлагается задача проверить наличие присвоенного ИНН и документы о внесении сведений о клиенте в соответствующий реестр.
При обращении частных нотариусов или адвокатов проверке подлежат соответствующие документы, подтверждающие налоговый учет.
Кроме того, банки должны направлять в налоговую инспекцию по месту своего расположения соответствующую информацию в 3-дневный срок с момента проведения любой из указанных операций. Течение этого периода начинается со следующего дня после выполнения владельцем счета подконтрольных действий.
Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, дополняются необходимостью удовлетворения запроса налоговой инспекции, касающегося информации о счетах, вкладах, а также депозитах клиента. Она может включать как данные о текущих остатках сумм, так и об осуществленных расчетах. Документы должны направляться в течение 3-х дней.
Лица, в отношении которых налоговые органы могут запрашивать информацию
Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, связаны со следующими субъектами:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- Физические лица, не относящиеся к ИП. Среди них выделяются частные нотариусы и адвокаты, осуществляющие деятельность посредством адвокатского кабинета;
- управляющие товарищи, на которых соответствующим соглашением возложены обязанности по налоговому учету и распоряжению аккумулированными денежными средствами.
Обязанности банков по информированию относятся к счетам как корпоративных, так и частных клиентов.
Порядок сообщения банком фактов, связанных со счетами
Правила формирования и направления в налоговые органы предполагают предоставление следующих данных:
- информацию об открытии текущих счетов, а также вкладов и депозитов. Если права по ним переходят организации в порядке правопреемства, то Минфин рекомендует банкам направить документы об открытии, аналогичные тем, что передавались в отношении предшествующего клиента;
- данные об их закрытии. При этом, согласно разъяснениям Минфина, банки не обязаны сообщать об открытии счетов, к которым привязан депозит или вклад. Причиной этого является их техническое назначение и невозможность совершения расчетных операций;
- информацию, содержащую измененные реквизиты счетов, вкладов, а также депозитов;
- о возникновении или прекращении полномочий использования корпоративных средств электронных платежей (КЭСП), а также об изменении их реквизитов.
Положением ЦБ N 311-П утвержден порядок предоставления соответствующей информации. Согласно закону, документы могут направляться только в электронной форме.
Технические требования к реализации процесса обмена установлены указанным положением ЦБ.
Кредитная организация и налоговая инспекция обязаны обеспечить безопасность передаваемых данных, чтобы соблюсти банковскую и налоговую тайны.
Форма сообщения банка о счетах
В отношении каждого события, о котором банк обязан сообщать в налоговую инспекцию, предусмотрена отдельная форма. Все они установлены приказом ФНС.
Если речь идет об открытии или закрытии счета, то используется одна и та же форма. Такое сообщение содержит код лица, который обозначает категорию налогоплательщика.
Форма сообщения об изменении реквизитов счета предусматривает уведомление об одной из следующих ситуаций:
- о новом номере счета;
- о размещении счета в другом подразделении кредитной организации. Если речь идет о случаях, которые предполагают смену БИК и КПП банковского подразделения, либо переименование, не связанных с реорганизацией, то ответственные лица могут не направлять эти сведения;
- если происходит смена управляющего товарища в инвестиционном товариществе. Если это физлицо меняет фамилию, имя или отчество, данные направлять не нужно. Аналогичное правило действует в отношении юридических лиц, если их новое наименование не связано с реорганизацией.
Форма уведомления, касающаяся изменения реквизитов КЭСП, наряду с указанными выше, выше предполагает передачу данных о новом номере «электронных денег».
Остальные формы дублируют требования, которые касаются вопросов заполнения.
Указанным выше приказом регламентируется и формат, использующийся для направления документов. К нему предъявляются следующие технические требования:
- формат файлов должен соответствовать стандарту XML, с определенной кодировкой;
- имя, присвоенное файлу, должно иметь буквенно-цифровое значение, где каждый символ обозначает определенный параметр.
Выполнение запроса, направленного налоговым органом
Если открытие счетов и вкладов должно сопровождаться автоматическим сообщением в налоговый орган, то данные, предусмотренные ч.2 ст. 86 НК, могут направляться только на основании запроса, переданного налоговым органом.
Контролирующие внесение обязательных платежей структуры могут запросить следующие документы:
- справки о наличии счетов налогоплательщика, включая данные об остатках средств на них на текущую дату;
- выписки, которые содержат информацию о движениях денег на счетах и вкладах;
- справки со сведениями об остатках электронных денежных средств и переводах последних.
Основные требования
1. Требования к юридической стороне запроса.
Закон устанавливает ряд ограничений, касающихся оснований подачи запроса. Он должен быть мотивирован. Это требование считается соблюденным в следующих случаях:
- если обращение касается организации, ИП, частного нотариуса или адвоката. При этом, оно должно быть связано с проверками этого клиента банка либо с проверками контрагента держателя счета. Кроме того, такие запросы считаются допустимыми в случае взыскания налога, а также приостановления операций по счетам, либо отмены последнего;
- в случае, если счет принадлежит физическому лицу, не являющемуся ИП, то возможности налоговиков более ограничены. В отношении этого клиента должна осуществляться налоговая проверка либо проверка его контрагента. Подача запроса потребует согласия руководителя вышестоящей инспекции, либо должностного лица, занимающего должность не ниже заместителя руководителя ФНС;
- мотивированным считается обращение налогового органа, действующего на основании иностранного запроса. При этом, такой порядок должен предусматриваться условиями международного договора;
- если речь идет об иностранных компаниях, либо ликвидированных и реорганизованных российских юрлицах, то обращение может подаваться в рамках проверки их контрагента.
2. Требования к технической стороне.
Согласно ст. 86 НК, обращения налоговых инспекций должны направляться в электронной форме. Необходимо, чтобы они соответствовали всем техническим параметрам, изложенным в приказе ФНС.
3. Требования к банкам при ответе на запросы.
Банкам дается 3 дня на предоставление запрошенных данных. Как и само обращение, ответ направляется в электронном виде.
Требования к содержанию и форме необходимых справок подробно изложены в приказе ФНС. Любое отклонение от требований этого акта может быть приравнено к невыполнению банком соответствующих обязанностей.
Как и в случае с сообщениями, направляемыми по инициативе кредитной организации, информационный обмен должен гарантировать безопасность банковской и налоговой тайны.