Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми


Информация, используемая при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок

При осуществлении налогового контроля в связи с деятельностью взаимозависимых лиц, налоговый орган проводит сравнение сделок проверяемых компаний с аналогичными правоотношениями налогоплательщиков, не обладающих указанным статусом.

Это позволяет установить применяемые цены и другие факторы на предмет соответствия рыночным условиям. Используемый метод требует получения достоверных данных о каждой из эталонных сделок.

Ст. 105.6 НК регулирует вопросы, связанные с источниками информации, которые используются при контрольных мероприятиях.

Закон устанавливает приоритет данных в отношении соглашений, которые получаются из источников, указанных в ч. 1 ст. 105.6 НК. Все они объединены тем, что являются открытыми и доступны любому желающему.

Соответствующими данными могут воспользоваться и потенциально подконтрольные организации перед оформлением сделок.

Это поможет установить ориентиры, которыми воспользуется налоговая инспекция при проведении проверки.

Обязательным условием применения таких источников данных выступает их соответствие одному из следующих требований:

  • схожесть коммерческих, либо финансовых (в том числе одновременная) параметров. Каждое из указанных условий определено в ч. 4 ст. 105.5 НК;
  • несущественные различия, которые не влияю на переоценку существа сделок при сопоставлении. Условием применения этого правила служит возможность использовать корректирующие инструменты (поправочные коэффициенты).

 

Котировки российских и зарубежных биржевых площадок

Данные об итогах торгов публикуются на информационных ресурсах, принадлежащих биржам. При сопоставлении сделок, используются сведения о стоимости торгуемых товаров и финансовых инструментов.

Закон допускает данные как с российских, так и с иностранных бирж. Однако приоритет должен отдаваться национальным площадкам. Это связано с тем, что информация с них является более относимой к внутрироссийскому рынку, внутри которого, как правило, проводятся подконтрольные сделки.

Использование сведений о котировках на иностранных биржах предполагается в тех случаях, когда осуществляются внешнеэкономические операции. Также их используют, если предмет сделки не торгуется на российских площадках. Примерами могут служить ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами.

 

Таможенная статистика

Речь идет о сведениях, которые публикует ФТС. Помимо этого, источником информации может служить ответ указанного органа на отдельно взятый запрос со стороны налоговой инспекции.

При сопоставлении соглашений, эта информация применима лишь ко внешнеэкономическим операциям, связанным с импортом или экспортом товаров.

 

Статистическая информация из российских и зарубежных источников

Подразумеваются сведения об уровне цен, их колебаниях, а также биржевых котировках, которые публикуются от имени государственных и муниципальных статистических органов власти. Кроме того, в расчет принимается информация, распространяемая структурами, регулирующими тарифы.

Речь идет как об источниках, принадлежащих этим органам, так и других площадках, обеспечивающих достоверность публикаций.

Если сделка имеет внешнеторговый характер, используются соответствующие данные, распространяемые аналогичными органами иностранных государств.

 

Данные от информационно-ценовых агентств

Речь идет о структурах, не являющихся государственными. Это СМИ деловой направленности. Их публикации используются инвесторами в качестве источника получения данных, необходимых для осуществления вложений.

Авторитет таких агентств общепризнан, поэтому признается достоверность их публикаций.

Удобство использования размещенной ими информации объясняется тем, что все данные консолидированы.

В зависимости от особенностей сопоставимых сделок, могут применяться сведения российских или зарубежных агентств.

 

Информация о совершенных налогоплательщиком сделках

Ч. 6 ст. 105.6 НК устанавливает безусловный приоритет этого источника, если при сопоставлении соглашений используется информация, касающаяся аналогичных правоотношений проверяемого лица с субъектами, в отношении которых не действует режим взаимозависимости. Наличие таких соглашений делает недопустимым использование иных источников сведений.

Это связано с тем, что эти сделки обеспечивают наиболее полную информацию при сопоставлении. Налоговая инспекция может провести наиболее детальное сравнение, поскольку все существенные факторы одинаковы.

Однако стоит учитывать время совершения этих сделок. Они должны исполняться в тт же период, что и контролируемая.

 

Сведения, используемые при отсутствии (недостаточности) информации

Несмотря на множественность доступных источников для получения данных, может возникнуть ситуация, при которой невозможно сравнить сделки. Недостаточность информации предоставляет налоговому органу дополнительные возможности.

Перечень источников сведений указан в ч. 2 ст. 105.6 НК. К ним относятся следующие данные:

  • ценовая информация, размещаемая в изданиях и на площадках общедоступного характера. Речь идет о расширении перечня СМИ и других подобных источников, в сравнении с предусмотренными ч. 1 ст. 105.6 НК;
  • данные, полученные из отчетности финансового и статистического характера. Допускается информация, размещенная в изданиях, а также на официальных сайтах компаний. Речь идет о публичных корпорациях, которые обязаны публиковать соответствующую документацию. Применение информации, касающейся иностранных компаний, возможна только в случае отсутствия российского аналога;
  • сведения из оценочных документов, касающиеся рыночной стоимости тех или иных объектов. Использоваться могут как российские, так и иностранные заключения.

Отсутствие информации позволяет использовать и другие источники. Указанный перечень является открытым.

 

Установление запрета на использование определенной информации

Закон допускает применение множества источников данных. Недостаточность или отсутствие информации в базовом наборе (ч.1 ст. 105.6 НК) позволяет налоговой инспекции воспользоваться любыми сведениями.

Однако закон устанавливает ряд ограничений. Первым из них служат данные находящиеся под охраной (налоговая тайна). Она предусмотрена ст. 102 НК. 

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является запрещенной для использования, поскольку ее разглашение может нанести существенный вред компании. Нередко эти данные связаны с секретами производства или других процессов внутри организации, которые влияют на ее положение на рынке.

Также не допускается использование данных, составляющих иную защищенную законодательством информацию.

Примерами выступают банковская, страховая тайна, а также персональная информация о гражданах.

Исключительными случаями, когда это допускается, выступают налоговые проверки в связи с деятельностью взаимозависимых лиц.

Вопрос-ответ

Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.