Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налогоплательщики » Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях

Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях

КИК должна соответствовать одновременно двум условиям.


Понятие уведомлений, правила и сроки

С 2015 года налоговым законодательством была введена обязанность для физических лиц и прочих налогоплательщиков, касающаяся уведомления налоговых органов о причастности к иностранным компаниям и организациям. В том числе и уведомления о создании иностранной организации, не образовывающей при этом отдельного юридического лица.

Уведомление представляет собой заполненный по всем правилам и нормам налогового права документ, который передается плательщиком в налоговый орган на рассмотрение.

В случаях, если это уведомление не предоставляется, а налоговый орган в ходе проверок или иными законными путями узнает о том, что плательщик, будь то физическое лицо или организация, являются контролирующими лицами, входят в состав или участвуют в деятельности прямо или косвенно иностранной организации, то к плательщику применяются соответствующие меры наказания.

В частности – штрафные взыскания, размер которых колеблется в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

Согласно статье 25.14 Налогового кодекса, плательщик обязан направить уведомление в налоговый орган не позднее, чем через 3 календарных месяца после того, как стал непосредственным прямым или косвенным участником иностранной организации. То есть после того как в иностранной компании появилась доля участия у конкретного лица, у последнего есть три месяца на то, чтобы уведомить свой налоговой орган (следует понимать, как налоговый орган по месту жительства).

При этом это правило распространяется только на лиц, которые не являются контролирующими лицами (то есть доля их семейного участия не превышает 50%). Согласно нормам налогового законодательства, при учете контролирующих лиц учитывается доля всей семьи (следует понимать, как супругов), а не отдельного физического лица.

Кроме того, правило распространяется исключительно на компании, которые не являются отдельно образованным юридическим лицом.

Если плательщик является контролирующим лицом организации, то он обязан отправить на рассмотрение соответствующее уведомление об участии в иностранных организациях не позднее, чем 20 марта после окончания налогового периода (следует понимать, как календарного года, который берется за основу в налоговом учете).

И это уведомление носит несколько иное название – уведомление о контролирующих иностранных организациях, где контролирующим лицом выступает как раз плательщик, отправляющий документы в налоговый орган.

Действует и другое правило в отношении физических лиц, которые не были ранее признаны налоговыми резидентами. Так, согласно нормам налогового права, если плательщик получил статус налогового резидента не с момента образования компании, а в процессе ее деятельности, то уведомление он направляет в налоговый орган по истечении календарного года, в котором был признан резидентом. При этом уведомление должно быть направлено на рассмотрение не позднее, чем 1 марта следующего года (следует понимать, как года, который следует за отчетным календарным годом).

Если же плательщик перестал быть участником иностранной организации, то не позднее, чем через три календарных месяца, он обязан уведомить об этом налоговый орган, чтобы к нему применялись обычные правила налогообложения в рамках российского законодательства.

 

Форма уведомлений, сведения для указания, процедура подачи

Формы уведомлений разработаны на основании приказа Федеральной налоговой службы № MMB-7-14/177@. Заполняются они и направляются в электронном виде непосредственно в налоговой орган плательщиком.

При этом порядки заполнения форм распространяются на всех плательщиков, чья доля в иностранной организации превышает 10% от общего количества долей участия, являются ее организаторами или претендуют на контроль. В том числе и в тех случаях, когда подразумевается разделение долей между всеми претендентами.

На основании того же приказа плательщик имеет право заполнить формы рукописным способом с применением чернил черного или синего цвета. Машинописный текст принимается на рассмотрение только в черном варианте. В уведомлении нельзя допускать ошибок или помарок, делать зачеркивания или коррекцию написанного любым способом.

В случае допущения ошибки уведомление следует заполнить заново. Все графы и поля подлежат обязательному заполнению. Исключения составляют те случаи заполнения данных физическими лицами и организациями.

Так, физические лица не проставляют показатель КПП в отличие от организаций. При этом графа ИНН остается обязательной для любого участника, заполняющего уведомление. В сведениях о плательщике физическим лицом заполняются свои данные – ФИО, а организациями – полное название компании по уставным документам, без сокращений.

Подать уведомление можно любым удобным способом: лично, почтой или курьером, путем передачи в сети Интернет в налоговый орган. Если у налогового органа возникают основания для отправки требования к плательщику, то он уведомляет об этом одним из способов. Как показывает практика, чаще всего путем отправки уведомления почтой с пометкой о дате вручения адресату.

Уведомление об участии в иностранной организации обязательно, согласно статье 25.14 Налогового кодекса, должно содержать следующие данные, предоставляемые физическими лицами или организациями:

  • дата, с которой у плательщика появилось основание для подачи документа на рассмотрение (следует понимать, как дату, с которой он начал свое участие в деятельности иностранной организации);
  • доля, независимо от того, является ли она прямой или косвенной;
  • сведения об иностранной организации (название, адрес, регистрационные номера, форма образования);
  • причастность к категории контролирующих лиц организации и основания для этого.

Заполненное уведомление плательщик направляет в установленный срок в налоговый орган. При этом если в документе было указано, что конкретный плательщик не является контролирующим лицом, а налоговой орган найдет все основания для утверждения обратного, плательщик вправе направить уточнение и пояснение в тридцатидневный срок.

В этом уточнении объясняются причины незнания о том, что доля его участия уже превысила порог в 50%. К уточнению прикладываются доказательные документы. Налоговый орган не может утаивать от плательщика, который подал уведомление на рассмотрение, его права на отправку уточнения, поэтому обязан выдвинуть требования.

Плательщик в свою очередь обязан это уведомление выполнить, иначе ему будут выдвинуты обвинения в правонарушениях налогового законодательства, наказанием за которые являются штрафные меры.

Уведомление об участии в иностранной организации может быть отправлено не полностью заполненным только в том случае, если плательщик дополнительно потом отправляет уточняющее уведомление. В противном случае его действия попадают под действие статьи 129.6 Налогового кодекса, что предусматривает наказание за утаенные сведения.

Если же плательщиком направляется уведомление о контролируемых иностранных организациях, то в нем обязательными к указанию, кроме тех же сведений, что и для уведомления об участии, являются еще два пункта: дата аудиторского заключения, которое является основой для подтверждения финансовой отчетности организации, и основания, согласно которым организация может быть освобождена от российского налогообложения.

Это уведомление составляется или рукописным способом печатными буквами, или набирается в электронном виде. Направить его нужно по месту жительства или нахождения плательщика в налоговый орган почтой или электронной почтой, передать лично или через курьера.

Требования, выдвигаемые налоговыми органами к плательщикам, должны носить точный характер.

То, что должно быть в них прописано, указано в статье 25.14 Налогового кодекса РФ. В частности, срок, в течение которого плательщик обязан отправить уточняющее уведомление, данные плательщика, а также основания, согласно которым выдвигается требование.

Так, основанием могут стать помарки или ошибки в заполненной форме, пропущенные графы и строки, нечеткий почерк и прочие недочеты. В том числе и утаенные данные о том, что плательщик принадлежит к категории контролирующих органов.

Вопрос-ответ

Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.