Юридическая энциклопедия по уголовным делам

Лишение свободы - комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП в Москве

Лишение человека свободы – бесплатные ответы юристов онлайн

Понятие лишения свободы, как уголовного наказания

Лишение человека свободы – самое суровое наказание, предусмотренное на сегодняшний день нормами Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Наказание в виде лишения свободы может быть вынесено судом преступнику, совершенное которым деяние в классификации уголовных наказаний имеет как небольшую, так и среднюю или особую тяжесть. Содержание лишения свободы заключается, в первую очередь, в полной изоляции человека от общества и от привычного ему жизненного уклада.

Также содержание лишения свободы ставит своей целью исправление лица, совершившего преступление за счёт нахождения такого лица в исправительной колонии или иных местах, в которых может происходить в соответствии с УК РФ отбывание наказания за совершение преступления. Не стоит путать с понятием «лишение свободы» понятие «арест», поскольку арест не подразумевает под собой изоляцию лица от общества с соблюдением определенного режима (чаще всего, строгого), который устанавливается той или иной исправительной колонией или иным исправительным учреждением. Напротив, арест часто накладывается на лиц, обвиняемых в совершении преступления, как дополнительная мера контроля, поскольку нахождение лица в специализированных для того местах позволяет более эффективно осуществлять контроль и надзор за таким лицом.

На сегодняшний день УК РФ позволяет назначить наказание в виде лишения свободы за достаточно широкий круг преступлений, которые предусматривает уголовное законодательство, причем сроки лишения свободы могут начинаться как от нескольких лет, так и до 15-20 лет лишения свободы.

Стоит отметить, что УК РФ запрещает применять назначение лишения свободы для лиц, которые впервые совершили преступление, не несущее в себе большую опасность для общества и большую степень вреда. Исключениями из данного правила являются отдельные статьи УК РФ, в которых наказание в виде лишения свободы является обязательным и единственным наказанием за данное преступление.

Нужна помощь уголовного адвоката?
Запишитесь на консультацию к руководителю практики!

Виды лишения свободы

Условно уголовное законодательство выделяет следующие виды лишения свободы:

• Лишение свободы на определенный срок
    Уголовное право закрепляет лишение свободы на определенный срок в ст. 56 УК РФ. Как правило, данный вид наказания подразумевает, что для преступника, осужденного судом с назначением лишения свободы, отбывание наказания в местах, предназначенных для изоляции осужденных, ограничивается конкретным сроком – например, 5 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
  • Пожизненное лишение свободы
    Пожизненное лишение свободы на сегодняшний день – максимальное наказание, которое назначается в соответствии с УК РФ для лица, совершившего преступление особой тяжести. Как правило, особо тяжкие преступления наносят огромный вред общественной безопасности и ставят под угрозу не только интересы конкретной личности или общественного института, но и интересы целого государства - например, пожизненное лишение свободы за международный терроризм или покушение на жизнь государственного деятеля. Пожизненное лишение свободы для лиц, отбывающих наказание, может быть заменено на менее строгое наказание – например, пожизненное лишение свободы суд может заменить на 15-20 лет колонии строгого режима.
  • Незаконное лишение свободы
    Незаконное лишение свободы подразумевает под собой лишение лица свободы не в целях назначения ему наказания органами исправительной системы РФ, осуществляющих контроль и надзор в области исполнения уголовных наказаний, а иными лицами, не имеющими никаких оснований к произвольному ограничению и лишению свободы человека. Ответственность за незаконное лишение свободы предусмотрена ст. 127 УК РФ. Незаконное лишение свободы – противоправное и произвольное преступление, выражающееся в нарушении права на свободу человека, которое не назначено судом в установленном законом порядке.
  • Условное лишение свободы
    Назначение лишения свободы так же может быть определено как условное при наличии обстоятельств, позволяющих привлечь лицо к ответственности условно – то есть, без реального срока отбывания наказания. Условное лишение свободы не является обязательным наказанием, предусмотренным УК РФ, и назначается на усмотрение суда при наличии смягчающих обстоятельств.
  • Лишение свободы в отношении несовершеннолетних
    Назначение лишения свободы для несовершеннолетних лиц осуществляется в соответствии с правилами ч. 3 ст. 58 УК РФ. Так, для несовершеннолетних отбывание наказания происходит не в колонии общего или строгого режима, а в специализированной воспитательной колонии.
  • Арест

Сроки лишения свободы

Уголовное законодательство РФ предусматривает следующие сроки по лишению свободы в отношении преступников, отбывающих наказание:

• Так, лица, которым судом назначен арест, могут быть изолированы от общества на срок от 1-го до 6-ти месяцев, причем данный срок законодательно закреплен в ст. 54 УК РФ. Также при наличии исключительных обстоятельств срок содержания лица под арестом может быть сокращен до 30-ти дней (1 месяц).
  • Если лицу назначается наказания в виде лишения свободы на тот или иной срок, то ч.2 ст. 56 УК РФ строго регламентирует такой срок – он составляет от 2-х месяцев до 20-ти лет.
  • Назначение пожизненного лишения свободы не подразумевает под собой конкретного и строго определенного периода, на который человек будет изорирован от общества. Так, отбывание пожизненного срока по умолчанию прекращается в связи со смертью заключенного или по иным основаниям, предусмотренным законом.
  • Закон не допускает изолировать от общества несовершеннолетних преступников более 10-ти лет.
  • При сложении наказаний за несколько преступных деяний предельная величина лишения свободы в соответствии с ч.4 ст. 56 Уголовного кодекса не может превышать 25 лет.
  • При сложении приговоров же данная предельная величина в соответствии с ч.4 ст. 56 Уголовного кодекса не может превышать 30 лет.

Кроме того, уголовное законодательство допускает назначение меньших сроков лишения свободы, чем предусматривает конкретная статья Уголовного кодекса при наличии обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность.

Органы и учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы

В целях исполнения лишения свободы законодательство предусматривает наличие специализированных органов и учреждений, осуществляющих контроль и надзор за исполнением наказаний, назначенных судом. Уголовно-исполнительная система РФ содержит в своей структуре органы и учреждения, исполняющие приговоры суда, которыми постановлено ограничить преступника от общества.

Специализированным Федеральным законом установлен следующий перечень контролирующих органов:

• Учреждения исполнения наказаний
  • Органы исполнения наказаний, осуществляющие работу в том или ином субъекте РФ
  • Органы федерального значения, наделенные правом надзора от имени государства

Непосредственно контролируют и исполняют приговор суда учреждения исполнения наказаний, назначением которых является изоляция преступника от общества и содержание такого преступника с соблюдением определенного режима.

К таким учреждениям относятся непосредственно места, в которых содержатся лица, осужденные к лишению свободы.
Так, в соответствии со ст. 58 Уголовного кодекса, исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляют колонии-поселения, колонии общего, строгого и особого режима, тюрьмы, а для несовершеннолетних – воспитательные колонии.

Максимальный срок лишения свободы

Максимальный срок, на который лицо, совершившее преступление, может быть лишено свободы, установлен в ст. 56 Уголовного кодекса РФ. По общему правилу ст. 56 Уголовного кодекса РФ, максимальный срок лишения свободы составляет 20 лет, однако имеются некоторые исключения, на основании которых максимальный срок лишения свободы может быть больше установленного предела в 20 лет.

Самое главное исключение – осуждение к лишению свободы пожизненно. В данном случае подобный срок лишения свободы является максимальным и не имеющим установленной величины. Например, если суд решил изолировать преступника от общества на весь оставшийся срок его жизни, реальное время отбытия такого наказания может составлять более 30-ти лет. Кроме того, при сложении наказаний и приговоров в соответствии со ст. 56 Уголовного кодекса, размер максимального срока лишения свободы увеличивается до 25-ти и 30-ти лет соответственно.

Таким образом, осужденные к лишению свободы лица не могут отбывать наказание большим сроком, чем срок, предусмотренный уголовным законодательством.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут