Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам найма социального использования

Люди могут быть поставлены на учет независимо от места проживания.


Органы, осуществляющие учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях

Учет людей, нуждающихся в жилых помещениях, проводится чаще всего структурами, которые принадлежат к местному самоуправлению, то есть располагаются по месту проживания граждан. Однако российское законодательство определяет случаи, когда люди могут быть поставлены на учет независимо от места своего проживания. Статьей 52 Жилищного кодекса России определено, что такое право закреплено за частью категорий граждан, имеющих право получить жилое помещение по контракту соцнайма, к примеру, военнослужащие.

Нужно сказать, что на сегодняшний день в Российской Федерации, в отличие от РСФСР, не предусматривается возможность проведения учета граждан, трудящихся в структурах, которые имеют жилищный фонд и проводят строительство жилья, по месту их основной работы, а, в случае наличия их желания, и по месту проживания (ЖК РСФСР, статья 30).

Учет инвалидов, которые испытывают потребность в жилых помещениях, а также семейств, которые воспитывают детей с инвалидностью, проводится по месту проживания структурами местного самоуправления, которые уполномочены совершать подобный учет, или же должностными лицами, которые специально назначены. Люди с инвалидностью и семьи, в которых воспитывается ребенок с особыми потребностями, также имеют право становиться в очередь на жилье по месту работы.

Принцип очередности при постановке на учет

Статья 57 ЖК России определяет порядок предоставления лицам, которые испытывают потребность в улучшении условий проживания, жилых помещений по контракту соцнайма. Он определяет, что люди, пребывающие на учете, получают жилье, учитывая временной отрезок, когда граждане были поставлены на учет, в порядке очередности.

Но есть и исключения из этого правила, они предусмотрены частью 2 статьи 57 ЖК, которая регулирует порядок внеочередного предоставления жилых помещений. Какие же категории населения, вправе рассчитывать на получение жилища без очереди:

  • граждане, чье жилище в установленном законом порядке признано негодным для жизни и не подлежит реконструкции или ремонту;
  • дети, которые остались без родительского попечения, дети-сироты, а также граждане из числа этих категорий, после окончания их нахождения в образовательных и других учреждениях, среди которых организации соцобслуживания, приемные семьи, детские дома семейного типа, в случае окончания опеки, после завершения службы в Вооруженных Силах России или после освобождения из учреждений выполнения наказаний;
  • граждане, страдающие от хронических заболеваний, которые протекают в тяжелой форме, ссылка на которые есть в перечне, предусмотренном статьей 51 ЖК. Такой перечень утвержден Постановлением N378 от 16 июня 2006 года Правительством России.

Поскольку в законодательстве не указан период, в течение которого граждане, имеющие право на предоставление жилища вне очереди, должны его получить, это свидетельствует о том, что перечисленные категории имеют полное право получить жилье безотлагательно в случае возникновения определенного субъективного права.

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье

Прием на учет нуждающихся граждан проводится по месту проживания. Причиной для этого является решение определенной структуры местного самоуправления. Порядок взятия на учет предполагает, что, кроме заявления о постановке на учет, человек должен предоставить документы, подтверждающие наличие у нуждающихся граждан прав находиться на таком учете.

Гражданин, который подал заявление о взятии на учет, получает расписку о получении пакета документов. В расписке указан перечень поданной документации и дата ее получения органом, который отвечает за постановку на учет. Решение в виде согласия на постановку или же отказ в учете принимается по результатам рассмотрения заявления и прочих документов и выносится соответствующим органом на протяжении 30 дней с момента подачи документов. После того, как решение принято, на протяжении трех дней с этого момента гражданину выдается лично или направляется по почте документ, который удостоверяет принятие соответствующего решения, что закреплено статьей 52 Жилищного Кодекса.

В случае проведения учета людей с инвалидностью и их семейств, если речь идет о ребенке, в качестве нуждающихся, разбор их заявления также происходит в течение месяца. Гражданин уведомляется о решении, которое было принято, в письменном виде в порядке, предусмотренном законом, а точнее на протяжении трех дней со дня вынесения решения.

Обращение человека о взятии на учет предварительно проходит проверку в общественной комиссии по жилищным вопросам, которая создается при ответственной за учет структуре.

По итогам анализа комиссией заявления данному органу вносится предложение о принятии особы на учет или о принятии негативного решения, то есть отказа, в данном вопросе.

Учет людей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, проводится по единому реестру, из которого в отдельные реестры выносятся особы, имеющие право на получение вне очереди жилых помещений. Учтенные лица попадают в специальную Книгу учета нуждающихся в предоставлении жилья, за ведение которой отвечает руководство предприятия или другого ответственного органа. На всех нуждающихся заводится дело, в котором содержатся все документы, служащие основанием для получения жилища.

Чаще право нуждающихся находиться в очереди на улучшение условий проживания сохраняется за ними до момента получения жилища в жилом фонде, включая случаи отсутствия временного характера.

Человек может получить отказ во взятии на учет, как нуждающийся, если:

  • он не предоставил полный пакет документов;
  • документация, которую он предоставил, не является достаточным основанием для включения в очередь;
  • не истек срок, который определен статьей 53 Жилищного кодекса. 

Отличия законодательства РФ от законодательства РСФСР

Нужно отметить, что в предыдущем Жилищном Кодексе (1983 года) право на внеочередное предоставление жилых помещений имели те, кто закончил обучение в аспирантуре, ординатуре, ВУЗе и прочих учебных заведениях, и в порядке распределения был направлен в чужую местность, а также иные категории граждан, которые упоминались в статье 37 Жилищного Кодекса. Прежнее законодательство отличалось от действующего присутствием такой категории, как первоочередное предоставление жилья. На него имели право:

  • инвалиды ВОВ;
  • лица, получившие особо почетные госнаграды;
  • те, кто участвовал в военных операциях, направленных на защиту Родины;
  • инвалиды труда первой группы и военнослужащие, получившие инвалидность первой и второй групп;
  • многодетные семьи;
  • матери-героини;
  • семьи, в которых родились близняшки;
  • спасатели и прочие категории.

Статья 57 пункт 1 часть 2 ЖК не исключает, что лица, принадлежащие к категории малоимущих, могут претендовать на жилье по контрактам соцнайма вне очереди, как потерявшие жилые помещения из-за пожара, если до потери жилища они не пребывали на жилищном учете в качестве нуждающихся. Поскольку в законодательстве отсутствует связь между признанием граждан нуждающимися и конкретным правом, исходя из которого им жилье принадлежало, малоимущие, проживающие в жилых помещениях, которыми они владеют на собственнических правах, в случае, если такие помещения являются непригодными для проживания, что признано в установленном законом порядке, могут претендовать на внеочередное предоставление жилища по контракту соцнайма.

 

Автор статьи

Григорьева Дарья Вячеславовна - Юрист по жилищным вопросам
Юрист по жилищным вопросам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Гражданские дела, Жилищное право, Договорное право.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по жилищному праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут