Согласно законодательству Российской Федерации, государство обязано предоставлять социальное жилье отдельным категориям граждан. Ранее договор социального найма гарантировал предоставление жилых помещений всем нуждающимся в нем лицам, независимо от их положения. Новый Жилищный кодекс регламентирует получение такого жилья только двумя категориями граждан – малоимущими и теми, кто имеет на это право согласно законодательству. Для этого необходимыми условиями являются подача заявления и принятие решения соответствующего органа.
Категории граждан, имеющих право стоять на учете нуждающихся в жилых помещениях
Закон всегда определяет нуждающихся в жилых помещениях как малоимущих граждан. Они встают на учет и получают жилье в первую очередь. В качестве нуждающихся также обозначены дети-сироты, ветераны ВОВ и граждане, которые страдают хотя бы одним из заболеваний, указанных в статье 51 Жилищного кодекса РФ.
В качестве малоимущих закон определяет лиц, которые не имеют своего жилья, или у которых общая площадь жилья на одного члена семьи гораздо ниже, чем это было установлено законодательством. Кроме того, на учет могут встать граждане, жилье которых никак не может использоваться по назначению из-за плохих условий. Для признания жилого помещения неподходящим для проживания существует определенный порядок, который включает в себя проверки противопожарной, санитарно-эпидемиологической и других служб. Принятие решения этих служб о том, что жилье не соответствует требованиям, может стать основанием для постановки гражданина на учет.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Предоставление социального жилья предусматривает отсутствие оплаты за его использование. Другими словами, проживание в жилом помещении, переданном лицу, происходит на бесплатной основе.
Сначала на освободившееся жилье имеют право именно те категории граждан, которые закон уже признает нуждающимися. Затем на это жилье могут рассчитывать граждане, находящиеся в качестве лиц, которых по закону могут признать малоимущими. Основаниями для законного признания таких лиц в качестве нуждающихся является условие, при котором на одного члена семьи должно приходится меньше общей площади жилья, чем предусмотрено по закону. В третью очередь на постоянное проживание в освобожденном жилом помещении имеют право лица, которым данное жилье может быть продано. Для этого им необязательно давать статус нуждающихся в жилом помещении.
Органы, которые уполномочены предоставлять жилье, изначально обязаны определять общую площадь помещения. Для этого обязательно берется во внимание вся площадь того жилого помещения, которое по закону находится в собственности у гражданина. Обязательно принимаются во внимание и различные сделки, направленные на изменение общей площади собственного жилья. Местные органы проверяют все сделки гражданина за последние 5 лет до подачи заявления.
Государство также следит за обязательным нормированием жилых помещений, которые предоставляются в пользование малоимущим. То есть вся площадь, предназначенная для одного человека, не должна быть меньше, чем это предусмотренная законом.
Если было замечено, что гражданин специально ухудшил свои условия проживания, ему может быть отказано в постановке на учет. Порядок предоставления такого жилья предусматривает, что такое лицо не имеет никакого права претендовать на улучшение жилья в течение 5 лет. Все незаконные действия гражданина могут повлечь принятие решения об обязательном снятии его с учета.
Как встать на учет нуждающимся в жилых помещениях
Учет граждан, имеющих законное право на жилье от государства, находится только в компетенции органов местного самоуправления. Существует особый порядок принятия граждан, нуждающихся в жилом помещении. Лица, которым по закону может быть предоставлено такое социальное жилье, обращаются с соответствующим заявлением. Также гражданин должен иметь ряд необходимых документов.
Заявление можно подавать не только по месту жительства, так как большое количество малоимущих граждан его не имеет. И это означало б, что они лишаются гарантированного права на жилье.
Если гражданин признан недееспособным, он имеет возможность заявить свои права на улучшение жилищных условий с помощью своего представителя. Несовершеннолетние граждане могут осуществить свое право и потребовать предоставления жилых помещений через своего официального опекуна. Учет для разных категорий лиц ведется раздельно.
Вместе с заявлением гражданин обязан предоставить органам местного самоуправления документ, подтверждающий его право на жилье. Принятие заявления еще не является гарантией признания гражданина нуждающимся. Ведение учета таких граждан чаще всего устанавливаются нормативными актами субъектов Российской Федерации. Для этого используются Методические рекомендации, в которых указано также, что лицо должно предоставить информацию о совместно проживающих с ним членах семьи. Заявление в обязательном порядке подписывается всеми дееспособными родственниками, которые планируют проживать в предоставленном помещении.
К заявлению нужно приложить пакет документов, среди которых находится свидетельство о браке, о рождении, документы, подтверждающие, что гражданин признается малоимущим. Обязательно должна быть выписка из домовой книги, из БТИ и бумаги, которые подтверждают законное право пользоваться жилым помещением. Принятие этих документов от малоимущих граждан является обязанностью органов местной власти.
Рассматривая пакет поданных документов, органы местного самоуправления соблюдают установленный законом порядок и решают вопрос о принятии гражданина на учет. На это закон дает срок не более месяца. Как только происходит принятие решения, гражданину в трехдневный срок передается документ, подтверждающий принятие на учет. Это так называемый административный акт. При этом получатель обязан написать расписку о получении данного документа. Методические рекомендации, которые регламентируют основные правила принятия малоимущих граждан на учет, не стоит рассматривать как нормативный акт. Они носят лишь рекомендательный характер.
Причины снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях
Граждане, находящиеся в качестве нуждающихся, могут утратить свое право находиться на учете. Во-первых, это право не сохраняется в связи со смертью. Наниматель автоматически его утрачивает. В случае, когда члены его семьи были ранее также приняты на учет в качестве нуждающихся, свои права после его смерти они не теряют.
Во-вторых, право не сохраняется, если удалось доказать, что лицо было поставлено на учет с грубыми нарушениями закона. В этом случае виноватым может оказаться как сам гражданин, так и уполномоченное лицо, которое занималось постановкой на учет.
Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:
- заявление о снятии с учета, поданное гражданином собственноручно;
- потеря лицом права на социальное жилье;
- переезд гражданина на другое место жительство, за исключением крупных городов федерального значения;
- получение лицом средств из бюджета на строительство или покупку жилья;
- предоставление гражданам земли для самостоятельного строительства жилья (это правило не касается лиц с тремя и более детьми);
- выявление противоправных действий со стороны претендента, направленных на получение жилого помещения.
С учета может быть снят тот гражданин, чье материальное положение несомненно улучшилось. Кроме того, основанием для признания гражданина не нуждающимся в улучшении своих жилых условий является увеличение рыночной стоимости жилья, которое ему принадлежит. Для снятия с учета в этих случаях существует установленный законом порядок.
Снятие с учета гражданина, претендующего на получение лучшего жилья, осуществляется органом, который принимал его на учет. По закону принятие решения должно произойти не позднее, чем через 30 дней с того момента, как были выявлены причины для снятия с учета. В самом решении обязательно должны быть указаны причины. Этот документ в течение трех дней должен быть направлен и передан гражданину. В ситуации, когда он не согласен с принятым решением, его можно обжаловать в суде.
Если заявление о получении жилых помещений было подано не нанимателем, а его опекуном или законным представителем, то закон не позволяет этому лицу подавать заявление о снятии подопечного с учета по своему желанию. Поставив его на учет в качестве нуждающегося в жилье, опекун больше не вправе вмешиваться. Порядок снятия с учета недееспособного гражданина, а также принятие решения об этом, зависят только от органов власти. Для этого должны возникнуть обстоятельства, предусмотренные законом.
Принцип сохранения права стоять на учете нуждающихся в жилых помещениях
Согласно Жилищному законодательству, у граждан, нуждающихся в жилом помещении, и вставших на учет, сохраняется право пребывать на учете, пока они его не реализуют. Важно понимать, что снятие с данного учета является возможным только в исключительных случаях. Граждане, находящиеся в качестве нуждающихся в жилых помещениях лиц, сохраняют свое законное право стоять на учете.
Принцип сохранения этого права в целом служит определенной гарантией того, что граждан не смогут необоснованно лишать возможности нахождения на учете и получения жилых помещений. При этом это правило распространяется не только на граждан, которые встали на учет после 1 марта 2005 года, но и на тех, кто находился в качестве нуждающихся до этой даты.
Современная ситуация в жилищной сфере такова, что с каждым годом появляется все больше граждан, которые находятся в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Они встают на учет в надежде улучшить свои жилищные условия, но у государства нет возможности обеспечить их. Реформы в жилищном законодательстве только набирают силу. К тому же, этот вопрос регулирует не только Жилищный кодекс, но и масса подзаконных актов.