Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое
Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 938-82-06
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Жилищное право » Найм жилого помещения » Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое

Порядок предоставления иного жилья в связи с необходимостью освободить нанимаемое

Выселение – это один из самых распространенных правовых механизмов в сфере ЖЗ.


Выселение – это один из самых распространенных правовых механизмов в сфере жилищного законодательства, который применяется государственными властями по объективным на то основаниям. При этом выселение может являться как необходимостью, основанной на законодательных нормах, так и санкцией по отношению к нанимателю за нарушение условий договора социального найма.

В соответствии с этим, процедура выселения граждан может происходить как с выделением нового благоустроенного жилья, так и без переселения субъектов в новую квартиру. Об этом свидетельствуют нормы жилищного законодательства, а именно, ст. 84-91 ЖК РФ.

Порядок предоставления жилья в связи с переводом его статуса в нежилое или с признанием его непригодным для жизни

Среди объективных оснований, которые не ведут к разрыву договора о соцнайме, можно привести целый перечень причин, которые обуславливают право за нанимателями получить иное благоустроенное жилье, полностью соответствующее всем законодательным нормам, прописанным в ЖК РФ. К таковым основаниям относится переселение субъектов правоотношений по причине перевода жилого строения в нежилое, а также признание дома непригодным для комфортного проживания. Это закреплено в ст. 87 указанного Кодекса.

Итак, порядок предоставления другого жилого помещения подразумевает соблюдение следующих условий:

  • Выселение граждан из жилья легитимно только в том случае, если объект недвижимости, предоставленный по договору о социальном найме, подлежит сносу. При этом жилье должно быть признано непригодным для проживания на его территории лиц в виду объективных оснований, которые прописаны в Постановлении Правительства РФ под № 47.
  • Предоставление иного благоустроенного жилья осуществляется и в том случае, если недвижимое имущество изменило свой правовой режим. Иными словами, жилая постройка приобретает статус нежилого помещения.
  • Предусматривает порядок предоставления другого жилого помещения и такое важное условие, как обязанность со стороны наймодателя своевременно переселить жильцов из непригодного для проживания имущественного объекта, так как именно на плечи собственника возлагается вся ответственность за осуществление на территории многоквартирного дома социального предназначения капитальных ремонтных работ.

При этом следует отметить, что иное жилье, которое выделяется субъектам правоотношений взамен прежнего, должно быть схожим по параметрам нормы предоставления и учетной нормы, а также отвечать иным законодательным требованиям.

Порядок предоставления жилья в связи с передачей жилого помещения религиозной организации

Предусмотрен в жилищном законодательстве РФ и порядок предоставления другого жилого помещения в случае, если жилплощадь передается на праве собственности религиозной организации. Этот порядок закреплен ст. 87.1 ЖК РФ.

Если обратиться к правовой норме, то можно сделать следующие выводы:

  • Передача жилого помещения организации религиозного характера регламентируется ст. 85 ЖК РФ, а также ФЗ под № 327-ФЗ. При этом следует отметить, что если наниматель владел жильем на основании договора о соцнайме, то и иная квартира будет предоставлена государством на тех же условиях, то есть по соглашению о социальном найме.
  • Порядок предоставления другого жилого помещения по причине отчуждения прежнего религиозной организации подразумевает, что жильцам будет выделена квартира или комната в коммунальной квартире, но с учетом нормы предоставления. Иными словами, в большинстве случаев такое жилье является не только более комфортабельным для постоянного или же преимущественного пребывания на его территории, но и большим по жилой площади.
  • Порядок предоставления другого жилого помещения подразумевает, что финансовые расходы на подобное действие возлагаются исключительно на плечи наймодателя, в лице которого выступает либо государство, либо муниципалитет. Но, к сожалению, в юридической практике неоднократно отмечались случаи, когда финансовое бремя затрагивало нанимателей и его семью, которые не должны, согласно закону, нести какие-либо убытки и издержки из-за передачи жилья религиозным организациям. А это является превышением полномочий со стороны госвласти.

Таким образом, следует отметить, что если нарушается одно из перечисленных выше условий, то гражданин, чьи права и интересы были ущемлены, может обратиться за помощью в уполномоченный на то орган юстиции, который проведет компетентную проверку на возможность превышения полномочий со стороны госвласти.

Порядок предоставления жилья по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд

На сегодняшний день существует законодательная возможность изъять недвижимое имущество как у собственника, так и у нанимателя по договору социального найма. В первом случае подобное правомочие со стороны государственных органов обуславливается ст. 32 ЖК РФ. При заключении договора социального найма в свое законное действие вступает правовая норма, зафиксированная в ст. 87.2 указанного нами выше Кодекса.

Итак, что же собой представляет порядок предоставления иной жилплощади в связи с изъятием ЗУ для обеспечения нужд государства или муниципалитета?

При выселении нанимателю и членам его семьи, которые выступают в роли сонанимателей, со стороны наймодателя должно быть предоставлено иное комфортабельное жилье, которое будет отвечать всем требованиям закона для проживания на постоянной основе на его территории.

При этом необходимо отметить, что переселение граждан в новое жилое помещение должно осуществиться до непосредственного изъятия ЗУ.

Кроме того, следует учитывать и основания, которые обуславливают возникновение необходимости изъятия ЗУ для обеспечения государственных или же муниципальных нужд. Этот перечень представлен в ЗК РФ и включает в себя следующие пункты:

  • Изъятие ЗУ происходит для воплощения в жизнь РФ своих обязательств, закрепленных международными договорами и соглашениями.
  • Изъятие надела необходимо для строительства и возведения сооружений и иных коммуникативных систем на конкретной территории. При этом использовать для этой цели другой земельный участок просто невозможно.
  • Изъятие земли осуществляется с целью обеспечения должного уровня обороноспособности российского государства, его граждан и государственных границ.
  • Иные основания, которые закрепляются законами как на федеральном, так и региональном уровнях власти.

Если со стороны государственных властей изъятие земельного участка происходит по иным основаниям, то гражданин, чьи права нарушаются, может обратиться в орган судебной власти с исковым заявлением. Суд примет в рассмотрение все аргументы как со стороны органов госвласти, которые осуществляют данное правомочие, так и от пострадавшей стороны правоотношений.

Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что, несмотря на законодательную возможность со стороны собственников жилья социального предназначения осуществлять выселение граждан с занимаемой площади после заключения договора соцнайма, законодатель предусмотрел четкий, регламентированный порядок воплощения этого правомочия, выход за рамки которого не допустим.

 

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут