Состав земель запаса
Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.
Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.
Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:
- земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
- земли, состоящие в специальном фонде.
В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.
Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.
Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:
- чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
- чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
- чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
- чтобы вести садоводство;
- чтобы вести животноводство;
- для сенокоса;
- чтобы выпасти скот.
Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель
Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.
На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.
Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:
- необходимость проведения консервации земель;
- необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
- необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
- при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
- при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
- при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
- чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
- при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
- для добычи полезных ископаемых;
Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.
Незаконное использование земель запаса
В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:
- самовольное занятие участков;
- уничтожение расположенных на участках знаков;
- пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
- самовольная застройка участка;
- повреждение объектов водоснабжения;
- повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
- незаконная добыча янтаря на участке;
Правила охраны земель запаса
Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.
При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:
- требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
- требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
- требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.
На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:
- предотвращение деградации и загрязнения земель;
- предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
- улучшение состояния участка;
- восстановление участка.
Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:
- обеспечивать охрану почвы;
- обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
- обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
- при необходимости ликвидировать все загрязнения;
- сохранять мелиорацию земель;
- проводить рекультивацию земель;
- обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.
Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.