Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Земли водного фонда

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и т.п.), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты.


У всех земель, согласно действующему законодательству, имеется свой определенный статус. Так, порядок эксплуатации земельных участков, относящихся к водному фонду, осуществляется не только по Земельному кодексу, но Водному кодексу России.

Понятие и виды таких земель

Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.

Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:

  • сам водный фонд;
  • акватории;
  • объекты;
  • ресурсы;
  • хозяйство;
  • режим.

Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.

Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.

Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.

Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.

Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.

Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:

  • Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
  • Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.

Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение

Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.

Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:

  • все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
  • все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
  • все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
  • объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).

Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.

Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.

Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.

Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:

  • водные карманы и водоемы подземного характера;
  • подземные водостоки, ключи, течения.

Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.

Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель

Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.

При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.

Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.

Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.

Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.

Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.

Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.

Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по земельным вопросам
Юрист по земельным вопросам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по земельному праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Земли водного фонда

какой исполнительный орган уполномоченный решать вопросы о предоставлении земельного участка в целях рыболовства?

Александра27.11.2021 20:14

Добрый день! Органы власти, уполномоченные на предоставление земельных участков. http://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/organy-vlasti-upolnomochennye-na-predostavlenie-zemelnyh-uchastkov.html  "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)  ЗК РФ Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)  ЗК РФ Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатные. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна28.11.2021 18:39

Земли водного фонда

От реки,протяжен 26км,в15метрах от её берега выкопали пруд и говорят что запустили малька карпа,аншлагов никаких нет,но рыбачит удочкой не дают прогняют,говорят пруд газпрома(рядом150м база горючего и сторожа) законно ли это

Олег22.11.2021 18:37

Добрый день! 

Для более подробной консультации Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru https://advokat-malov.ru/kontakty.html

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна23.11.2021 09:06

Имеется ли подзаконных акт о правовом режиме земель водного фонда

Имеется подзаконных акт о землях водного фонда

Елбарс27.06.2019 14:02

Добрый день. Да иметься во полный перечень: Главным документом в области регулирования отношений по использованию и охране водных объектов является Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее - Водный кодекс РФ), введенный в действие с 1 января 2007 г.

В кодексе содержатся общие положения водного законодательства, определено право собственности на водные объекты, основания и порядок приобретения и прекращения права пользования водными объектами, изложены основные положения договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование; регламентируется управление в области использования и охраны водных объектов, цели, виды и требования водопользования, основные положения охраны водных объектов; установлена ответственность за нарушение водного законодательства.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений, в том числе связанные с принятием нормативных правовых актов, определены в статье 24 Водного кодекса РФ.

Полномочия Правительства РФ по изданию нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения, определяются Водным кодексом РФ (например, ч. 2, 3 ст. 16; ч. 3 ст. 20; ч. 6 ст. 23; ч. 2, 4 ст. 26 и др.), другими федеральными законами, а также указами Президента РФ (ч. 4 ст. 2 Водного кодекса РФ).

Уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти в свою очередь принимают нормативные правовые акты в области водных отношений, в случаях и в пределах, предусмотренных Водным кодексом РФ (например, ч. 5 ст. 10; ч. 2, 3 ст. 32; ч. 4 ст. 33; ч. 5 ст. 35 и др.), другими федеральными законами, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ (ч. 5 ст. 2 Водного кодекса РФ). Таким уполномоченным органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 № 370, являлось Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), которое в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

В настоящее время действуют не менее 24 постановлений Правительства РФ (табл. 1) и приказов МПР России и Минприроды России, принятых во исполнение Водного кодекса РФ (табл. 2). Таким образом, уже выпущено большинство подзаконных актов, регулирующих водные отношения, что позволяет в полной мере определить особенности правового регулирования в этой области.

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна
Ксения18.08.2021 03:10

Какие геодезические работы выполняют при освоении земель водного фонда ?

Добрый день!

При составлении проектов и их осуществлении производят следующие
геодезические работы.
1. Построение геодезического съемочного обоснования в виде типовых
систем смежных треугольников, полигонометрических, теодолитных,
тахеометрических, мензульных и нивелирных ходов, засечек с густотой и
точностью в зависимости от принятого масштаба съемки и высоты сечения
рельефа.
2. Съемки – аэрофототопографические (контурные, комбинированные,
стереотопографические), фототеодолитные, мензульные, теодолитные,
тахеометрические, нивелирование поверхности – различных масштабов и с
различной высотой сечения рельефа в зависимости от требований к точности обследования и проектирования объектов.
3. Обновление планов и карт – составление их по результатам новой
аэрофотосъемки с использованием существующих материалов геодезического обоснования и старых съемок. В этом случае полевые работы
часто ограничиваются маркированием пунктов геодезического обоснования дополнительным дешифрированием или съемкой границ
землепользования, если не представляется возможным с необходимой
точностью нанести их на план (карту) по результатам предыдущих съемок.
4. Корректировка планов – съемка и нанесение на существующий план
появившихся и удаление с плана (карты) исчезнувших объектов и
контуров ситуации.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.

Овчинникова Виктория Евгеньевна
Овчинникова Виктория Евгеньевна18.08.2021 15:52