В земельном законодательстве достаточно четко прописано, для каких целей и как именно должны использоваться те или иные земли, в том числе и земли, отведенные для транспорта.
Понятие транспортных земель
Земли транспорта, согласно статье 87 Земельного кодекса РФ, представляют собой отдельную категорию земель, использование которых контролируется государством. Более подробное определение и правовой режим транспорта описан в статье 90 Земельного кодекса России.
Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.
Регулируются вопросы не только Земельным кодексом России, но и различными предметными федеральными законами, а также соответствующими законами субъектов федерации, которые имеют отношение к вопросам землепользования.
Виды транспорта, их характеристики
Понятие земель транспорта подразумевают использование земель для следующих разновидностей транспорта:
- для сообщения железнодорожным путем;
- морские пути и прилегающие к государству морские просторы;
- для внутренних водных путей;
- для автомобильного сообщения;
- воздушный транспорт;
- иные виды транспорта.
Правовой режим земель транспорта подразумевает использование земельных участков, которые находятся за пределами населенных пунктов, однако входят или могут входить в территории, которые ими обслуживаются. Согласно действующему законодательству земли, если это не препятствует их использованию по прямому назначению, могут быть сданы в аренду для сельскохозяйственных или иных нужд.
Земли железнодорожного транспорта подразумевают использование со следующими целями:
- для размещения и прокладывания железнодорожных путей;
- для того чтобы были установлены земли отвода, а также охранные участки железнодорожных путей;
- для размещения всех зданий и объектов, имеющих отношение к железнодорожному сообщению. Это вокзалы, станции, переходы (наземные и надземные), прочие объекты.
Земли железнодорожного транспорта, согласно действующему законодательству, должны быть использованы с учетом следующих нормативно-правовых актов:
- градостроительного назначения;
- земельных норм;
- санитарных;
- противопожарных;
- экологических;
- прочих актов, предусматривающих эксплуатацию земель транспорта.
Правовой режим земель железнодорожного транспорта подразумевает факт использования земель около проложенных путей и объектов железнодорожного назначения для аренды физическим или юридическим лицам. На усмотрение муниципалитета, к которому относятся земли транспорта, земля около них может быть сдана в аренду для строительства жилого массива или для любых других нужд.
При этом использование арендованных земель не должно препятствовать нормальной эксплуатации транспортных земель и всего, что на них расположено.
Земли автомобильного транспорта могут быть использованы для следующих целей:
- для строительства и эксплуатации автомобильного дорожного полотна;
- для размещения и использования объектов автомобильного и дорожного сервиса, а также для размещения дорожных постов, находящихся в ведомстве Управления Министерства внутренних дел;
- для установления и использования автомобильных земель отвода. Последние могут быть выделены в аренду под сельскохозяйственные нужды.
Земли морского транспорта, а также внутреннего водного транспорта могут быть использованы со следующими целями:
- для выделения полосы берега, а также ее эксплуатации;
- для размещения объектов, необходимых для обслуживания и использования морского транспорта. К таким объектам относятся морские порты, причалы, пирсы, технические сооружения и здания, а также прочие объекты;
- для размещения водных путей, созданных искусственным путем.
Береговая полоса, согласно действующему законодательству, используется для обслуживания морского транспорта, однако это не исключает факта сдачи в аренду некоторых ее участков физическим или юридическим лицам для осуществления их деятельности.
Правовой режим земель воздушного транспорта подразумевает выделение земельных участков для нормальной эксплуатации воздушного транспорта, его обслуживания, размещения объектов и сооружений, которые для этого необходимы.
Например, для постройки аэровокзалов, аэропортов, линий посадки и взлета самолетов, вертолетов и иных транспортных средств, попадающих под категорию воздушных.
Правовой режим земель трубопроводного транспорта
Земли, которые отведены для газоснабжения, находятся под особой защитой государства. Поэтому и категорически запрещено расположение, строительство и внеплановая реконструкция каких-либо объектов, которые не предусмотрены нормами действующего законодательства.
Земли трубопроводного транспорта могут быть использованы, согласно статье 90 Земельного кодекса России, исключительно для следующих целей:
- Для того чтобы на них были размещены (подразумевается наземное строительство) сооружения или здания, а также любые другие объекты, необходимые для использования или прокладывания нефтепровода, газопровода, а также прочих видов трубопроводных объектов;
- Для того чтобы на них были размещены (подразумевается исключительно наземное строительство и эксплуатация) сооружения и здания, которые нужны для корректной эксплуатации любого вида трубопровода.
Земли, которые предназначены для транспорта такого вида не могут быть сданы в аренду или бессрочное пользование кому-либо (как физическим, так и юридическим лицам), а также для нужд государства или муниципалитета, которые не подразумевают использование трубопроводного транспорта.
Порядок, регулирующий резервирование земель под строительство и реконструкцию объектов транспорта
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса РФ земли, находящиеся в пользовании физических лиц, юридических лиц, муниципалитета и государства, могут быть зарезервированы под строительство или реконструкцию объектов транспорта по основаниям, которые прописаны в статье 49 Земельного кодекса России. Земли могут быть изъяты у собственников во временное пользование с компенсацией или соответствующей заменой в натуре (вместо одного участка, который подлежит резервированию, предлагают равноценный во временное пользование).
Резервирование имеет свой «срок годности». Законодательством предусмотрено, что земли могут быть временно использованы под строительство или реконструкцию не более чем на три года, а если эти земли ранее находились в собственности государства, но использовались для других целей, то на срок не более двух лет.
Кроме того, земли, которые принадлежат государству, но не использовались с какой-то целью, не были сданы в аренду или бессрочное пользование физическим и юридическим лицам для эксплуатации, могут быть зарезервированы для реконструкции или строительства транспортных объектов на срок до 20 лет.
При этом изменение правового статуса земель на время резервации не предусматривается. Порядок резервации устанавливается Правительством РФ.
Запрет на изменение категории земель, предоставленных под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ запрещается перевод земель в другую категорию, если они были предоставлены для строительства/реконструкции или капитального ремонта тех объектов, которые предназначены для трубопроводного транспорта.
Если все остальные транспортные земли со временем могут приобрести другой статус (например, быть переведены из земель транспорта в земли сельскохозяйственного назначения), то трубопроводные земли лишены этой возможности.
Связано это со сложной технически и опасной практически эксплуатацией такого вида земель. Земли, которые находятся в частной собственности у физических или юридических лиц, могут быть изъяты в принудительном порядке, если это требуется для эксплуатации трубопроводного транспорта (к примеру, прокладки таких сетей).
Те земли, на которых на подземном уровне находятся трубопроводы, не требуют оформления в собственность со стороны компаний, которые их обслуживают и используют. Однако право на использование земли становится ограниченным: землю нельзя продать, сдать в аренду или использовать без соответствующего разрешения органов исполнительной власти, органов государственной власти или органов муниципальной власти.