Понятие земель природоохранного назначения
Земли природоохранного назначения – участки, которые заняты специальными защитными лесами. Данные земли, предусмотренные для защиты природы, определены на уровне лесного законодательства.
Исключение составляют только отдельные земли, которые предусмотрены земельным законодательством:
- земли, относящиеся к категории особо охраняемых;
- земли, которые относятся к защитным лесам, располагающимся в границах специально обозначенного лесного фонда.
Помимо вышеперечисленных земель, к участкам данного назначения также относятся и прочие земли, которые осуществляют природоохранные функции.
Общие правила регулирования данных земель закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах федерального или регионального уровня. В частности, основное регулирование данного вопроса закреплено в Лесном кодексе России.
Особенности, существующие при использовании и охране защитных лесов
В законодательстве имеется специальный нормативно-правовой акт, в котором имеется информация об особенностях установления и использования защитных лесов.
В соответствии с данным законом выделяются следующие особенности:
- леса, которые располагаются на особых территориях, предназначенных для охраны природы и окружающей среды, подлежат освоению только при необходимости обеспечить сохранность водоохранных, защитных и санитарно-гигиенических функций;
- леса, которые располагаются в границах специальных охранных территорий, подлежат использованию в соответствии с земельным и лесным законодательством. В частности, согласно нормам данных законодательных актов, пользование участками лесами осуществляется в порядке, установленном для особо охраняемых территорий;
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не допускают на своей территории никакой другой деятельности, кроме установленной их целевым назначением;
- право на постоянное пользование в границах земель лесного фонда предоставляется только в соответствии со специальным проектом, в котором содержится информация об освоении лесов.
- лица, имеющие участки в собственности, в границах земель лесного фонда, должны вести свою деятельность на данном объекте недвижимости в соответствии с проектом освоения;
- леса, располагающиеся на территории специальных национальных парков и заповедников, особо охраняются законодательством. По этой причине не допускается проведения на данной территории каких-либо рубок и прочих видов уничтожения лесов.
Правила осуществления закрепления на местности определенных границ земель, предназначенных для охраны природы
На законодательном уровне отдельно устанавливается порядок закрепления границ природоохранных участков.
В соответствии с нормами Земельного кодекса РФ на местности должно осуществляться закрепление границ при помощи специальных знаков информационного значения. Земельное законодательство допускается установление подобных информационных знаков в следующих ситуациях:
- при необходимости установить и обозначить границы особых природоохранных зон;
- для информирования населения о допустимом виде хозяйственного использования в границах обозначенного участка земли.
К особенностям таких земель относится использование информационных знаков для обозначения водоохранных зон и прибрежных с ними защитных полос.
В нормативно-правовых актах также выделено требование о том, что размещение подобных информационных знаков осуществляется в четком соответствии с требованиями земельного законодательства.
Правовой режим земель природоохранного назначения
На законодательном уровне устанавливается перечень земель, которые относятся к землях природоохранного назначения:
- заказники;
- запретные полосы;
- нересто-охранные полосы;
- лесные земли, предназначенные для выполнения различных защитных функций;
- прочие земли, которые относятся к категории особо охраняемых земель;
- территории, на которых располагаются памятники природы.
Помимо этого, на законодательном уровне выделено особое требование, согласно которому участки, на которых располагаются объекты культурного или научного значения также относятся к природоохранным.
Правовое регулирование подобных земель осуществляется в соответствии с требованиями земельного законодательства. Также могут использоваться и другие нормативно-правовые акты, к примеру, при регулировании вопросов по землям лесного фонда, используются правовые нормы Лесного кодекса РФ.
Порядок, по которому осуществляется природопользование на территории традиционного проживания коренных и малочисленных народов
На законодательном уровне отдельно предусмотрено требование о том, что места традиционного проживания коренных малочисленных народов, к которым, в частности, относятся народы Крайнего Севера, также могут обладать своими собственными природоохранными зонами.
Под территориями традиционного пользования подразумевается определенные участки земли, на которых проживают коренные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Данные участки обязательно должны относиться к категории охраняемых природных территорий. На подобных землях предусматриваются возможности для традиционного природопользования народов разнообразных коренных и малочисленных народов.
Под подобным традиционным природопользованием подразумевается исторически сложившиеся способы использования объектов растительного и животного мира.
Территория традиционного пользования коренных малочисленных народов подразделяется на несколько уровней:
- федеральная;
- региональная;
- муниципальная.
Границы таких территорий утверждаются соответствующими нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством РФ. Правовой режим пользования подобными территориями также устанавливается на уровне федеральной, субъектной или муниципальной власти путем принятия соответствующих положений.