Государственная территория России разделена на определенные участки, которые классифицируются не только в зависимости от прав собственности, но и отличаются между собой своим специфическим целевым использованием.
Энергетическая сфера требует наличия мощной технологической базы, штата квалифицированных сотрудников, а также собственных земельных активов. Особый класс территорий представляют собой земли энергетики, использование которых предусматривает соблюдения определенных экологических, технологических и производственных требований.
Понятие и подвиды земель энергетики
Энергетика является незаменимой областью для нормального функционирования и развития любого государства, поэтому Правительство Российской Федерации всячески способствует обеспечению данной отрасли необходимыми ресурсами, производственной базой, аппаратом руководства, а также земельными территориями. Земли энергетики – это такая категория государственных земельных активов, к которой относятся все территории, которые:
- используются для обеспечения нормальной деятельности недвижимых и технологических энергетических объектов;
- применяются для оптимальной эксплуатации и управления объектами энергетики.
Целевое предназначение данных земель ограничивается использованием исключительно для развития и функционирования любой деятельности в сфере энергетики. Права собственности на данные территории могут принадлежать лицам и субъектам, предусмотренным действующим земельным законодательством.
Земли, которые предназначены для удовлетворения нужд энергетической сферы, выступают в качестве пространственного операционного базиса для размещения и эксплуатации недвижимых и технических объектов энергетики. В соответствии с такой специализацией существует несколько разновидностей энергетических территорий:
1. Зоны, в пределах которых базируются объекты, которые относятся к электросетевому хозяйству, или прочие объекты, которые предусмотрены законодательными актами об особенностях функционирования энергетической отрасли в государстве;
2. Территории, которые используются для строения и эксплуатации различных энергетических объектов:
- атомных станций;
- ядерных установок;
- гидроэлектростанций;
- тепловых станций;
- пункты хранения радиоактивных веществ;
- объектов, которые обслуживают электрические станции и дополнительные учреждения;
А также как:
- места хранения радиоактивных отходов;
- базы, которые используются для хранения ядерных материалов;
- пункты хранения радиоактивных веществ.
Порядок установления охранных зон объектов по производству электрической энергии
Недвижимые, технические и обслуживающие объекты сферы недвижимости предусматривают повышенные показатели опасности для местного населения, а также экологического состояния территорий. Поэтому законодательством предусмотрена установка специальных охранных зон, целью расположения которых является:
- поддержание безопасной работы энергетических установок;
- обеспечение безаварийного функционирования объектов энергетики;
- сохранение безопасности эксплуатации объектов электрической энергетики для населения и окружающей среды.
Данные зоны характеризуются особыми условиями эксплуатации земельных территорий, что не зависит от их категориальной принадлежности. Специальное постановление регламентирует основные правила в отношении охранных зон:
- определяет порядок установления охранных участков;
- утверждает границы соответствующих зон;
- указывает особые условия для использования земельных участков, которые находятся в пределах охранных территорий.
Решение об установлении территориальных границ охранного участка находится в компетенции государственного ведомства по осуществлению экологического, технологического и атомного контроля. Основаниями для вынесения соответствующего решения являются:
- заявление от имени лиц и учреждений, которые являются владельцами конкретных территорий, содержащее просьбу об установлении границы охранных участков;
- карта или план данного территориального объекта с указанием границ при условии соблюдения всех правил землеустройства.
Заявление должно подаваться в срок не более 15 дней с момента ввода в использование энергетического объекта, а решение ответственного исполнительного органа должно приниматься в течение 15 дней с момента предоставления заявления.
Требования, касающиеся энергетических объектов
Процесс строительства предусматривает соблюдение определенных юридических требований, выполнение которых является обязательным и способствует сохранению окружающей среды. При выполнении проектирования, поиска территорий для размещения, строительства, а также эксплуатации любых объектов энергетической сферы важно соблюдение общих требований, предусмотренных экологическим законодательством.
Помимо этого, строительство различных видов энергетических объектов регламентируется специальными правилами:
- Строительство тепловых электростанций требует использования безопасных видов топлива, оснащения установки очистительным оборудованием от вредоносных выбросов и безопасного захоронения производственных отходов;
- При размещении атомных электростанций, прочих ядерных установок и хранилищ должна осуществляться надежная охрана окружающей природы от радиационного воздействия, важно соблюдать нормы выполнения технологических процессов. Важным элементом является государственной контроль соблюдения мер безопасности для местного населения и окружающей среды;
- Проектирование и возведение гидроэлектростанций должно учитывать потребности населения и промышленности конкретной местности в количестве производимой электрической энергии. Размещение таких объектов должно предусматривать сохранение водных, лесных, земельных и биологических природных объектов, безопасность естественных природных комплексов и ландшафтов.
Запрет для некоторых территорий на размещение на них объектов энергетики
Определенные государственные территории предусматривают запрет на размещение в их пределах различных энергетических объектов. Правительственными постановлениями утверждаются перечни запрещенных видов деятельности, выполнение которых недопустимо на территориях с особыми природными и экологическими условиями.
Уникальные природные комплексы не предусматривают размещения атомных электрических станций и использования ядерных ресурсов в пределах их локализации.
Запрещено также системное производство, сбор и последующее распределение электрической энергии на специальных установках, мощность которых превышает 100 МВт. Незаконной является деятельность, связанная с поставками полученной электрической энергии за пределы особых экологических зон.
Правовой режим и эксплуатация электроэнергетических систем
Правовой режим земель энергетики устанавливается специальным законодательством, разработанным для энергетической сферы. В соответствии с данной документацией, электроэнергетические системы – это все объекты, которые обслуживают сферу электрической энергетики и включают потребительские установки для приема произведенной электрической энергии.
Режим эксплуатации таких объектов должен соответствовать единому технологическому процессу при выполнении основных технических этапов:
- Производства электрической энергии;
- Передачи полученных ресурсов потребителям;
- Потребление электрической энергии. Данный этап должен контролироваться централизованным оперативно-диспетчерским управлением.
Правовой режим земель энергетики включает в себя и субъекты данной сферы, в качестве которых выступают лица, осуществлявшие деятельность в сфере производства электрической, тепловой и различных видов энергии. Субъекты сферы осуществляют приобретение и продажу энергетических ресурсов, осуществляют снабжение электричеством потребителей, оказывают услуги по передаче ресурсов, распределению и управлению процессом потребления.
Важным элементом эксплуатации электроэнергетических систем субъектами является организация процесса покупки и продажи энергетических ресурсов и мощностей.