Что понимается под публичным порядком Российской Федерации? Что происходит, когда нормы семейного законодательства иностранного государства противоречат императивным нормам РФ? Право какой страны подлежит применению в этом случае? Что означает публичный порядок и оговорка о публичном порядке? Об этих важных моментах применения международного порядка решения брачных отношений рассказано в этой статье.
Публичный порядок
Согласно ст.167 СК РФ, иностранные нормы права, действующие в сфере семейных отношений, не подлежат применению, если ими нарушается публичный порядок РФ. В законе указано, что, когда складывается ситуация с противоречием положений международного права российскому законодательству, руководствоваться при решении споров следует правилами, установленными в России.
Что понимается под понятием "публичный порядок" и какие требования характерны для семейного законодательства РФ?
В международном праве сложилось понятие публичного порядка, направленное на ограничение действия иностранных законов в определенной стране (ordre public). Дело в том, что при применении иностранного права в определенном государстве неизбежно возникает взаимодействие законов других государств и российского законодательства. Нормы зарубежного права, которые при этом используются, не должны приводить к нарушению основополагающих принципов, на которых строится местный правопорядок. Такой принцип в международном частном праве применяется давно, он уже твердо установился.
В национальном праве допускается применение права иностранного, устанавливается, в каком порядке оно может применяться. В то же время четко очерчены границы в которых допустимо применять иностранное право. Для соблюдения этого правила в международном частном праве сформировался общепризнанный институт, который называется
оговорка о публичном порядке. В общем понимании это означает, что иностранное право, которое было избрано и при этом основой была выбрана отечественная коллизионная норма, не может применяться на территории России. Оговорка о публичном порядке подразумевает, что в субъективных прав, которые возникают в результате действия иностранного законодательства, нет защиты, если, как гласит оговорка о публичном порядке применение такой защиты вступает в противоречие с публичным порядком конкретной страны.
Благодаря тому, что существует оговорка о публичном порядке, возможно эффективное действие механизма, который регулирует отношения частного права, имеющие международный характер. Оговорка о публичном порядке позволяет предотвращать возможные негативные последствия иностранного права, которое было избрано на основании коллизионной нормы. Оговорка о публичном порядке дает возможность обеспечить защиту для правовой системы, защитить интересы общества и государства.
Сейчас публичный порядок и оговорка о публичном порядке выступает в роли одного из принципов, которые лежат в основе принципов международного права. Законами многих стран закреплена оговорка о публичном порядке.
Оговорка о публичном порядке действует также и в области гражданского права, в той его части, где регламентируются особенности рассмотрения споров гражданско-правового характера. Публичный порядок применяется, когда необходимо исполнить судебные поручения иностранных государств.
В разделе VII Семейного кодекса заложена оговорка о неприменении положений закона, принятого властями зарубежного государства, если это действие идет в нарушение публичного порядка, принятого на территории России. Следует обратить внимание на то, что Конституцией РФ признан приоритет международных норм права. Это означает возможность применения актов, заключенных рядом государств. На их основе осуществляется регулирование отношений в определенной сфере, к примеру, семейных отношений. Если такой документ одобрен – ратифицирован Россией, то он подлежит применению. В ст.167 СК РФ, на которую распространяется оговорка о публичном порядке, речь идет именно о возможности применения законодательства зарубежного государства, на основании которого осуществляется решение споров, возникших между субъектами семейного права при наличии иностранного элемента. К таким случаям относятся, к примеру, рассмотрение вопросов в суде о месте проживания ребенка, один из родителей которого имеет гражданство другой страны.
Определение публичного порядка не содержится ни в Конституции РФ, ни в международных актах, ни в нормативных актах федерального, регионального или местного значения. Это связано с тем, что такое понятие сложилось исторически, исходя из условий экономического и морального сотрудничества между государствами и соблюдению основных правовых принципов. Последние действуют на территории России с учетом заложенного конституционного строя, содержания отраслей права с учетом положений, заложенных в межнациональные соглашения.
Оговорка о публичном порядке, ограничение применения норм иностранного семейного права действует как в отношении системы законодательства другого государства в целом, так и применительно к конкретной ситуации.
В правовой практике нередко осуществляется регулирование семейных отношений, осложненных иностранным элементом, законом другой страны. К примеру, частное имущественное право несовершеннолетнего ребенка на наследование части имущества отца происходит от права зарубежного государства. Брак матери заключен в стране, где признается полигамия – возможность женитьбы мужчины на нескольких женщинах. Также детей могут признавать наследниками первой очереди, если семейные отношения между их отцом и матерью установлены религиозным обрядом, что признается законным и официально разрешено светскими властями на территории государства их постоянного проживания и рождения.
В этом случае возникает признание Российской Федерацией заключенного по правилам другой страны брака в силу ст.167 СК РФ. Оговорка о публичном порядке не будет применяться в такой ситуации по причине противоречия правил, установленных в другой стране, экономическим, политическим, религиозным и социальным условиям в России. Регулирование отношений будет осуществляться с четом ст.176 СК РФ, а оговорка о публичном порядке не используется.
Применение законодательства Российской Федерации к семейным отношениям
Органы загса, суды и другие государственные органы осуществляют деятельность и выносят законные распоряжения при условии установления фактического содержания положений, закрепленных в иностранном законе. Так же указанные меры осуществляет, к примеру, опека и попечительства при участии в делах об определении происхождения, места проживания, материального содержания и разрешения других вопросов, касающихся статуса несовершеннолетнего.
Установление содержания норм зарубежного семейного права возможно несколькими способами согласно п.1 ст.166 СК РФ. К ним относятся:
Толкование законов зарубежного государства уполномоченными государственными органами Российской Федерации – юстицией, судами, учреждениями административной системы.
Издание правовой доктрины по поводу практики применения норм другой страны – создание концепции.
Понятие публичного порядка определяется в каждой ситуации индивидуально. Запрос на проведение официального толкования и информацию о праве, подлежащем применению за рубежом, направляют в соответствующие инстанции на территории Российской Федерации заинтересованные лица. Принимаются во внимание международные договора, правовой порядок с учетом политических, экономических и социальных норм, личный порядок, действующие в другом государстве. Граждане, обратившиеся с вопросом о том, как осуществляется регулирование определенных ситуаций с применением иностранного права, могут содействовать установлению содержания положений иностранного права о браке и семье. Когда от частных лиц такие сведения не поступают, ходатайствовать о проведении официального толкования, даче разъяснений по порядку применения закона зарубежного государства следует перед Министерство юстиции РФ. Государственный орган дает пояснения о причинах заключения определенных международных актов Российской Федерацией с другими государствами, устанавливает содержание того, что представляет оговорка о публичном порядке в конкретном случае, делает сравнительно-правовой анализ, основания изменения семейных отношений и делает определение применимому праву.
Международный публичный порядок, предусмотренный ст.166 Семейного кодекса, соответствует содержанию ст.15 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В рамках заключения интернационального акта, участники договора обязаны предоставлять другой стороне сведения о действующем на их территории законодательстве по конкретному вопросу и содействовать в его получении.
В 1994 отмечен как время заключения Соглашения об обмене правовой информацией странами СНГ от 21 октября. Согласно документа, на Министерство юстиции Российской Федерации возложены дополнительные полномочия, их виды определены как:
- ответственность за создание межгосударственной базы правовой информатизации;
- организация работы национальных банков данных, доступ к которым предоставляется участникам международных отношений.
Для осуществления толкования норм иностранного права судами, органами загса и другими административными единицами, возможно привлечения экспертов в области законодательства других стран. Специалисты специализированных правовых центров, научно-исследовательских институтов дают толкование и разъяснение, если в конкретной ситуации действует ограничение применения норм иностранного семейного права. Они дают определение закона и основания для использования при решении споров определенных положений.
Когда личный порядок для регулирования определенных ситуаций в правовой сфере семейных отношений определяется в рамках гражданского производства на территории Российской Федерации, вызов экспертов осуществляется по ходатайству заинтересованной стороны в рамках ст.77-78 ГПК.
Разъяснения о порядке заключения и действия определенного международного договора Российской Федерации или нормы иностранного права предоставляются консульскими учреждениями за рубежом. На территории другого государства допускается обращение за получением толкования о соответствии законного акта требованиям российского права на основании ст.55-56 Консульского устава СССР. Ограничение применения норм иностранного семейного права демонстрируется, когда уполномоченные представительства Российской Федерации отказывают в проставлении штампа «Апостиль» на документы иностранного происхождения. Регулирование правовой ситуации осуществляется на основании требований Гаагской конвенции об отмене легализации документов от 5 октября 1961, в которй отмечено участие Российской Федерации с 31 мая 1992.
Согласно вышеуказанной Конвенции СНГ о правовой помощи, распоряжения, которые изготовлены на территории государства – члена межнационального союза, принимаются, в силу заключения договора, другими странами как официальные документы. Оговорка о публичном порядке в данном случае не применяется.
На основании вышесказанного следует заключить, что международный публичный порядок определяется нормами российского права, если требования иностранного закона противоречат правовой доктрине Российской Федерации. Ограничение применения норм иностранного семейного законодательства возможно на основании п.2 ст.166 СК, когда личный порядок определяется законом другого государства, и вступает в противоречие с российским законодательством. Этому правовому феномену в практике Федерации дали определение «оговорка о публичном порядке».