Субъекты экологического контроля
Контроль в экологической сфере представляет собой систему мероприятий, проведение которых должно способствовать предотвращению, выявлению, пресечению неправомерных действий, которые влекут или могут стать причиной экологических проблем. Контролирующие органы обязаны обеспечить соблюдение со стороны хозяйствующих субъектов тех требований, которые установлены на уровне законодательных нормативов, относящихся к сфере экологии.
Цели, которые ставит перед собой государственный надзор, позволяют наиболее точно определить смысл самого определения. Органы государственного надзора, осуществляющие функции, направленные на защиту окружающей среды, имеют следующие цели:
- Обеспечение исполнения норм экологического права;
- Соблюдение требований локальных и государственных документов, разработанных для урегулирования экологических отношений;
- Обеспечение безопасного экологического фона.
Среди основополагающих принципов, которыми руководствуются органы государственного надзора, в процессе осуществления деятельности можно выделить:
- установление независимого контроля;
- наличие презумпции опасности для экологии во время осуществления хозяйственной деятельности;
- снижение негативных воздействий, которые характерны для удовлетворения производственных потребностей, путем установления нормативов, определения технологий, способствующих уменьшению негативных последствий;
- обязательное участие органов федерального государственного надзора, физических и юридических лиц, в осуществлении защиты экологии;
- запрещение видов деятельности, которые могут привести к негативным последствиям в экологии;
- установление ответственности за нарушения норм экологического права; обеспечение участия граждан и некоммерческих организаций в деятельности, связанной с охраной экологии.
Обширной компетенцией с сфере экологии наделен Росприроднадзор, который имеет в своей структуре ряд территориальных органов.
Помимо Росприроднадзора, проведением проверок, связанных с природопользованием, занимаются:
Ростехнадзор, область контроля которого распространяется на сферу обращения радиоактивных отходов и веществ; Роспотребнадзор, контролирующий обеспечение благополучия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия; Рослесхоз, специализирующийся в сфере использования леса; Росгидромет, контролирующий процессы в сфере метеорологии и геофизики; Росрыболовство, осуществляющий надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ; Росреестр, осуществляющий земельный надзор; Природоохранная прокуратура, деятельность которой направлена на сохранение экологической безопасности.
Государственные органы осуществляют свою деятельность через представителей – государственных инспекторов, которые наделены действующими законодательными актами рядом полномочий.
Статья 23.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ к органам, осуществляющим государственный экологический надзор, относит следующих субъектов:
- главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, его заместителей;
- старших государственных инспекторов РФ;
- государственных инспекторов РФ;
- главных государственных инспекторов РФ;
- старших государственных инспекторов РФ;
- государственных инспекторов РФ;
- главных государственных инспекторов субъектов РФ в области охраны окружающей среды, их заместителей;
- старших государственных инспекторов субъектов РФ;
- государственных инспекторов субъектов РФ.
К числу субъектов относятся граждане и юридические лица. Но необходимо понимать, что на них не могут быть возложены конкретные полномочия в данной сфере.
Права субъектов экологического контроля
К правам органов, которые осуществляют контроль в области охраны окружающей среды, относится:
- получение ответов на письменные мотивированные запросы, которые направляются физическим и юридическим лицами различных уровней с целью проведения проверок. Должностные лица имеют право истребовать необходимую документацию;
- беспрепятственное посещение и обследование территорий, зданий, сооружений, обезвреживающих устройств, технических и транспортных средств, средств контроля, при проведении проверок, а также проведение исследований и испытаний, расследований и экспертиз. При проведении подобных мероприятий должностное лицо должно подтвердить наличие полномочий на осуществлении данной деятельности: предъявить служебное удостоверение и копию приказа руководителя;
- выдача предписаний, обязывающих устранить нарушения экологических требований, а также о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел о правонарушениях и принятие мер по предотвращению подобных нарушений;
- направление материалов о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды компетентным органам для возбуждения уголовных дел по признакам преступления;
- предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вследствие нарушения экологических требований.
Органы государственного контроля могут по собственной инициативе либо привлекаться судом к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований. Должностные лица, осуществляющие экологический контроль, находятся под защитой государства.