Понятие и особенности источников экологического права
Юридическая доктрина понимает под источниками экологического права нормативные акты, которые были приняты уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре, содержащие в себе общеобязательную волю законодателя в области природопользования. Другими словами - это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права.
Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права, однако, имеют и свои особенности.
Так, исходя из того, что законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также водное, лесное, земельное законодательство Конституцией РФ отнесено как к предметам ведения Российской Федерации, так и к предметам ведения ее субъектов, то нормы, которые составляют институт источников экологического права, устанавливаются на двух уровнях – федеральном и региональном.
Также нормы экологического права, помимо специальных актов, содержатся в актах других отраслей права. Так, наряду с законодательством об окружающей среде, источники экологического права содержатся и в актах уголовного, конституционного, земельного, гражданского права.
Законодательством к источникам экологического права предъявлен ряд требований.
Во-первых, нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования не должны противоречить высшему закону государства - Конституции РФ.
Во-вторых, акты должны быть приняты исключительно уполномоченными на то органами.
В-третьих, форма актов должна соответствовать статусу органов, которыми они были приняты. Например, Государственная Дума не вправе издавать указы и распоряжения, а Правительство РФ - законы. В случае нарушения этого требования, принятый нормативный правовой акт должен быть признан неправомерным.
Классификация источников экологического права
Законодательство не выделяет какого-либо критерия для разграничения источников. Однако, классификация позволяет упорядочить виды источников экологического права. Поэтому в юридической литературе выделены несколько классификаций, наиболее популярные из которых приведены ниже.
В зависимости от предмета правового регулирования, источники подразделяются на общие и специальные. Первые характеризуются обширной спецификой правового регулирования, то есть предмет их регулирования включает в себя как экологические, так и иные общественные отношения. Специальные источники - это акты, главной задачей которых является урегулирование отношений в сфере взаимодействия субъектов экологического права и природы с целью сохранения природной среды и ее улучшения.
По юридической силе источники экологического права принято классифицировать на законы и подзаконные акты. К законам относятся все нормативные акты, касающиеся сферы действия экологического права, принимаемые законодательными органами государственной власти. К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.
По характеру источники экологического права условно подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Основной особенностью, отличающий кодифицированный нормативный акт от некодифицированного, является систематизация, которая происходит в процессе правотворчества. Целью такой систематизации является повышение эффективности реализации права в ходе правоприменительной деятельности.
В зависимости от характера правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Акты материального характера содержат в себе материально-правовые нормы права и устанавливают права, обязанности и ответственность субъектов экологических отношений. Процессуальные - регулируют соответствующие правоотношения в сфере пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. При этом, в большинстве случаев, в одном источнике содержатся нормы как материального, так и процессуального права. В связи с этим, в данной классификации выделяется третий вид источников – смешанные.
Система источников экологического права в России
Особое место среди источников экологического права занимают источники международного экологического права. К данному виду источников относят международные договоры, конвенции, обычаи, общие принципы международного права, акты рекомендательного характера международных организаций. Важной особенностью данного вида источников является необходимость согласия РФ на применения таких актов (ратификация).
Главенствующую роль среди национального законодательства занимает Конституция РФ. Обладая высшей юридической силой, обязательностью применения и прямым действием на всей территории, Конституция РФ провозглашает основные начала взаимодействия субъектов экологического права и природы, пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. Помимо этого, конституционные основы экологического права играют основополагающую роль для всей системы права.
Конституцией РФ установлен приоритет международных актов над национальными. Так, если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые установлены в национальном законодательстве РФ, то применяются нормы международного права. Однако, обязательным условием такого договора является его ратификация.
По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы. Роль таких законов заключается в прямой реализации конституционных положений и урегулировании наиболее важных сфер деятельности. Именно поэтому по юридической силе федеральные конституционные законы выше федеральных законов.
Следующее звено системы - федеральные законы в области экологического права. Основной целью таких источников права является сохранение и санация природной среды, осуществление единой экологической политики, выработка принципа повсеместного участия граждан в охране окружающей среды.
В системе источников права подзаконные нормативные правовые акты выступают в форме волеизъявления Президента РФ, Правительства РФ, федеральных ведомств и министерств. Цель таких актов заключается в конкретизации уже имеющихся положений законов.
Следующим элементом системы источников являются законотворчество субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных результатов нормотворчества, не нарушая при этом конституционные основы экологического права, а также иное федеральное законодательство.
Заключительный уровень в системе источников экологического права РФ представляют акты органов местного самоуправления. Такие акты регулируют вопросы местного значения, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.
Стоит отметить, что, помимо основных источников экологического права, в науке выделяются вспомогательные. К таким источникам относятся решения судов высших инстанций. Хоть напрямую суды не вправе издавать общеобязательные нормы, но решения вышестоящих судов все же влияют на правоприменительную практику в целом. Дополнительную роль в развитии правоприменительной деятельности играют и специальные стандарты (ГОСТ). Целью таких стандартов является уточнение содержания нормативных актов и предотвращение возможных ошибочных суждений в правоприменительной практике.