Понятие и система экологического контроля
Экологический контроль в Российский Федерации – система мер, обеспечивающая правомерное использование природных ресурсов, их компонентов, а также охрану нормативных актов, регулирующих правовые отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования и государством. Если рассматривать понятие с субъективной точки зрения – это профилактика, предупреждение и выявление нарушений, связанных с неправомерным природопользованием, контроль за соблюдением и исполнением законодательства по его охране, осуществляемый компетентными органами, а также пресечение преступлений, направленных на вредительство и незаконное посягательство на природные ресурсы.
Система экологического контроля в России обеспечивает выполнение охранных функций со стороны органов исполнительной власти, физических и юридических лиц, а также субъектов Российской Федерации. Предметом их деятельности является экологическая безопасность и контроль за выполнением субъектами хозяйствования природоохранных требований. Структурными элементами системы экологического контроля выступают государственный экологический надзор, производственный и общественный экологический контроль. Все их действия и обязанности регламентируются главой XI Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Мероприятия экологического контроля
Мероприятия экологического контроля в Российской Федерации носят информативный, профилактический и карательный характер. В первую очередь они направлены на предупреждение нарушений в области охраны природы с помощью принятия в установленном порядке и реализации нормативно-правовых актов. Если же выявлено и доказано нарушение, то запускается карательный механизм по привлечению виновных к административной или уголовной ответственности.
Система экологического контроля РФ и её мероприятия нацелены на следующее:
- 1. Установление ответственного лица, которое отвечает за деятельность объекта;
- 2. Проверка документов по охране атмосферного воздуха и поверхностных вод от загрязнения, а также лабораторных заключений о воздействии предприятия на окружающую среду, его отходную и потребительскую статистику;
- 3. При отсутствии собственной лаборатории проверке подлежит документация, которая получена от аккредитованной лаборатории-аутсорсера, проводившей соответственные анализы, диагностику, измерения;
- 4. Проверка иной документации, в состав которой может входить:
- - Государственная регистрация юридического лица и его прав;
- - Разрешение на землевладение и временное пользование;
- - Информация об основной и вспомогательной деятельности объекта;
- - Документы об аренде;
- - Результаты прошлых проверок (для анализа сходства и различий между заключениями, которые были составлены инспекторами);
- - Приказы, предписания и протоколы, свидетельствующие о нарушениях экологического законодательства Российской Федерации, а также отчёты, которые подтверждают, что нарушения были устранены;
- - Декларации, которые подтверждают ежеквартальную оплату за вредное воздействие на окружающую среду (в некоторых случаях подходят копии, снятые с поручений об оплате).