Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Полезные статьи и обзоры судебной практики » Антимонопольное регулирование » Судебная практика арбитражного суда по делам о недобросовестной рекламе с привлечением антимонопольного комитета

Судебная практика арбитражного суда по делам о недобросовестной рекламе с привлечением антимонопольного комитета в Москве


Реклама должна соответствовать требованиям закона. Зачастую юридические лица не выдерживают испытаний, которые налагает на них антимонопольная служба и выражают свое несогласие путем написания заявлений в государственные судебные инстанции.

Рассмотрим пример. Арбитражным судом был вынесен судебный акт, которым заявление одного из банков к антимонопольной службе посчитал необоснованным.

Ответчик посчитал рекламу банка нарушающей закон и вынес соответствующий документ, которым обязал истца прекратить дальнейшее нарушение нормативного акта и предоставить доказательства, подтверждающие исполнение предписания.

Банк (истец по делу) в свою очередь, не согласился с мнением антимонопольной службы и, воспользовавшись своим правом на оспаривание незаконного по его мнению решения контролирующего органа, обратился в суд.

Суд, осуществляя проверку законности ненормативного акта ответчика по делу, в первую очередь, проверил полномочия службы на вынесение оспариваемого решения, и установил, что:

-реклама банка, распространенная путем рассылки смс–сообщений, являет собой рекламу финансовой услуги по кредитованию граждан, находящихся на заслуженном отдыхе;

-факт распространения сообщений рекламного характера истцом не оспаривался;

- выводы комиссии ответчика соответствуют нормативным актам, которые истец нарушил.

Нарушение состояло в следующем: распространение рекламы посредством мобильной связи должно было происходить только по предварительному согласию абонента, которое физическое лицо, подавшее заявление в антимонопольную службу, не давало.

При этом, осуществляя свою деятельность, финансовое учреждение, при направлении материалов рекламного характера потребителям своих услуг, должно действовать разумно, осмотрительно и добросовестно.

Применительно к выполнению норм закона «О рекламе», финансовое учреждение должно было осуществить мероприятия по идентификации абонента и подтвердить желание последнего на получение рекламных материалов. В рассматриваемой ситуации для осуществления таких мер банк мог осуществить вызов абонента по указанному номеру и, заручившись его согласием, распространить рекламные сведения.

Таким образом, судом установлено, что финансовым учреждением нарушены требования закона, регулирующего рекламную деятельность, а документы, вынесенные ответчиком, составлены в полном соответствии с его полномочиями и соответствуют обстоятельствам.

Более того, арбитражным судом, при разбирательстве выявлен еще ряд нарушений действующих нормативных актов, регулирующих рекламную деятельность и деятельность банковских учреждений.

Согласно гражданскому кодексу, закону «О банковской деятельности», название банковского учреждения должно состоять из указания на его организационную правовую форму и наименование учреждения.

Наименование может быть как полным, так и иметь сокращенную форму. Материалами дела подтверждается, что распространенная реклама не содержит сведения о полном наименовании финансового учреждения. Это является нарушением законодательных актов.

Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный суд посчитал вывод комиссии ответчика правильным, а решение, которым обязал истца устранить допущенные нарушения в своей деятельности, правомерным.

В иске было отказано. Судебный акт постановлен в соответствии с положениями арбитражно-процессуального кодекса, которым предписывается отказывать в исковых требованиях истцу, если при рассмотрении дела выясняется, что оспариваемые документы госорганов соответствуют закону.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут