Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Практика разрешения споров и медиации » Претензионный порядок урегулирования споров, практика

Претензионный порядок урегулирования споров, практика


В нашем государстве проведение претензионной работы является максимально эффективным средством для грамотного воздействия на контрагента с целью принудить его оплатить товар, оказать определенные услуги либо выполнить иные обязательства, предусмотренные договорными отношениями между организациями.

Претензионный порядок урегулирования спора можно назвать особой, примирительной процедурой, осуществление которой происходит путем предъявления претензии, с одной стороны, и дачи письменного ответа на данный документ - с другой.

Суть претензионного порядка заключается в том факте, что ответчику заранее, до обращения в арбитражный суд, предъявляются определенные требования, касающиеся претензий, которые имеются у организации.

Как показывает судебная практика, претензионный порядок оказывает благотворное влияние и на интересы самого ответчика, поскольку дает ему реальный шанс удовлетворить требования контрагента в добровольном порядке, а, следовательно, избежать дополнительных денежных расходов, которые обязательно появились бы у него, в случае передачи дела в арбитражный суд.

В тех случаях, когда дело все-таки поступило в судебный орган и стороны не смогли урегулировать спор мирным путем, заинтересованное лицо, то есть истец, обязательно должно предоставить доказательства того, что им были приняты абсолютно все меры по урегулированию конфликта мирно и проведению претензионной работы, если данные условия были установлены положениями договора между сторонами.

Как видно из многочисленных примеров судебной практики, отказы от рассмотрения исков, выданные судебными органами, чаще всего вынесены именно по причине несоблюдения претензионного порядка по урегулированию существующего спора.

С точки зрения действующего процессуального законодательства РФ, под несоблюдением претензионного порядка понимается следующее:

- непредъявление соответствующей претензии с разъяснениями о невыполнении стороной собственных договорных обязательств, а также указание о дальнейшей передаче дела в суд, если требования одной из сторон договора не будут исполнены надлежащим образом;

- нарушение установленного порядка ее непосредственного предъявления;

- отсутствие обязательного ответа на предъявленную претензию или нарушение установленного порядка представления ответа на нее, со стороны адресата.

Любое из данных нарушений повлечет за собой появление негативных последствий, главное, из которых, как правило, заключается в невозможности обращения в суд с целью защиты собственных прав и интересов.

Содержанию и правилам составления претензии следует уделять особое внимание. Требования, изложенные в документе, обязательно должны быть обоснованы.

Например, известны случаи, когда лицо, получившее претензию, просто не понимало, о каких договорных обязательствах идет речь. Результатом этого становилось отсутствие ответа на претензию и последующая передача дела в арбитражный суд.

В содержании претензии обязательно должны иметься ссылки на документ, по которому возникли обязательства сторон, чаще всего в роли него выступает договор, а также указаны сведения в пунктах данного договора, которые применимы в данной ситуации.

В практике наиболее часто встречаются претензии, связанные с неисполнением обязательств по договору поставки, перевозки, аренды и строительного подряда. Как правило, в них всегда имеются указания на обязательный претензионный порядок урегулирования споров, а этом значит, что он его соблюдение является неотъемлемой частью разрешения конфликтных ситуаций между контрагентами.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут