Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Морское право, транспортное право » Договор транспортной экспедиции как основной аспект в данных правовых отношениях

Договор транспортной экспедиции как основной аспект в данных правовых отношениях


Как правило, правовые отношения, регулярно возникающие в области транспортного права, фиксируются особым документом, называемым договором транспортной экспедиции. Его положения подразумевают появление у одной из сторон обязанности по перемещению груза заказчика из одного указанного пункта в другой.

При этом в договоре, в обязательном порядке, должны иметься все необходимые сведения - предельно допустимые сроки работ, размер фиксированной стоимости. Также там должны быть данные о перевозимом грузе и о тех документах, которые на него имеются.

Тем не менее, как показывает юридическая практика, данный договор наиболее часто выступает в роли доказательства тех или иных доводов сторон в соответствующих спорах. Как правило, большинство споров касается фактов ненадлежащего исполнения своих договорных обязательств одной из сторон. Причинами для этого могут служить нарушение сроков, порча груза как преднамеренная, так и по неосторожности и т. д.

Рассмотрим один из примеров юридической практики.

Руководитель Открытого акционерного общества обратился в арбитражный суд и предъявил иск к Обществу с ограниченной ответственностью, с требованиями о взыскании задолженности за перевозку груза.

Свои исковые требования истец обосновал следующим образом. Он пояснил, что ранее, между ним и ответчиком был заключен договор на предоставление транспортно-экспедиционных услуг, по условиям которого истец добровольно принял на себя обязательство по перевозке вверенного ему ответчиком груза.

При этом никаких документальных доказательств, включая экспедиторские документы, которые могли бы подтвердить факт непосредственного получения груза от клиента, истцом представлены на рассмотрение не были.

На основании представленных материалов в виде договора-заявки, нельзя было сделать обоснованные выводы о том, что именно истец оказывал ответчику вышеуказанные услуги, которые и явились предметом спора.

В качестве материалов дела, истцом также была представлена и транспортная накладная, где отправителем выступало совершенно иное лицо. Имя ответчика, а также иные данные, непосредственно касающиеся его, в документах вообще не присутствовали.

 В товарно-транспортной накладной, которая также была представлена и прикреплена к делу, тоже указывались совершенно иные лица. Таким образом, факт действительного выполнения истцом вышеуказанных транспортных услуг так и остался неподтвержденным документально.

Для того чтобы как-то подтвердить факт существования договорно-правовых отношений между ответчиком и истцом, последний сослался на частичную оплату ответчиком произведенных услуг. Доказательством данного факта служило платежное поручение.

Ответчик, в свою очередь, в суде апелляционной инстанции, представил договор с аналогичным предметом, заключенный между ним и истцом.

Суд, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, вынес следующее заключение. Все экспедиторские документы представляют собой неотъемлемую часть транспортного договора, заключенного между сторонами.

Отсутствие вышеуказанных документов может свидетельствовать только о том, что договор не был заключен, по причине недостижения согласия сторонами по всем пунктам и условиям созданного договора.

Помимо этого, для организаций, которые профессионально занимаются перевозками, обязательно наличие у водителя путевого листа, а также перевозочных документов. Их отсутствие говорит, прежде всего, о ненадлежащем качестве исполнения собственных обязательств.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут