Вопросы использования государственных земель и участков, находящихся в муниципальном пользовании, могут быть решены с помощью правовых норм и положений, базирующихся на ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ.
Согласно Земельному кодексу РФ существует и исключения из этого правила. Так, согласно редакции ст. 39.33 ЗК РФ от 23.09.2014 г. территории общественных и государственных земельных участков могут быть использованы для:
- проведения ремонтов;
- сооружения временных строительных объектов;
- складирования материалов и техники;
- геологоразведочных работ;
- проведения некоторых культурных и социально-значимых мероприятий;
- размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов.
Все остальные действия сторонних лиц должны производиться в рамках правового поля, обозначенного временными или частичными правами на использование данного земельного участка.
Размещение нестационарных торговых объектов без оформления сервитута
Право подразумевает определенный перечень объектов, которым разрешено находиться на общественной земле согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ без сервитута. Полномочия государственных органов власти распространяются на создание перечня объектов, к которым эта правовая норма может быть применена.
Полный перечень объектов хозяйственной деятельности содержится в Постановлении Правительства РФ № 1300.
Как можно видеть из ст. 39.33 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов должно быть основано на решении местной исполнительной власти. При этом данное разрешение не дает собственнику торговой точки прав на строительство капитальных сооружений или на реконструкцию имеющихся зданий.
Невозможно также зарегистрировать временные объекты, находящиеся на государственных землях, как частные, поскольку закон разрешает размещать такие объекты на государственных землях, а не строить их.
Порядок получения разрешения на размещение нестационарных торговых объектов на государственных землях – прерогатива органов местного самоуправления или местных исполнительных органов власти. В разрешении обычно указывается:
- наименование субъекта хозяйственной деятельности;
- цель размещения нестационарного объекта;
- порядок и дислокация данного объекта;
- дополнительные условия.
Порядок использования государственных земельных участков без предоставления сервитута не должно оплачиваться субъектом хозяйственной деятельности.
Размещение нестационарных торговых объектов с оформлением сервитута
Если нестационарные торговые объекты будут размещены на государственных землях с частичными или ограниченными правами пользования, то одним из основных документов, необходимых для получения разрешения, является схема размещения нестационарных торговых объектов.
Такая схема предусматривает размещения временной торговой точки с общими проектами благоустройства данных земельных участков и развития прилегающих территорий. Эта схема подлежит разработке и утверждению органами местной власти.
Согласно принципам размещения более 60 % нестационарных торговых объектов должно принадлежать малому и среднему бизнесу. Утвержденная схема должны быть доступна всем заинтересованным лицам. Ее публикация обязательна на официальных интернет-ресурсах местной исполнительной власти.
Утвержденные схемы не должны являться основанием для передислокации уже размещенных торговых точек.
Порядок размещения нестационарной торговой точки на государственных земельных участках
Как правило, местные власти самостоятельно выбирают принципы включения субъектов хозяйственной деятельности в схему размещения. Обычно это проведение конкурсов или аукционов. Организаторы размещают условия проведения такого тендера в средствах массовой информации.
Для участия субъектам хозяйственной деятельности необходимо предоставить такие документы:
- для юридических лиц – свидетельство о госрегистрации;
- для предпринимателей – свидетельство о госрегстрации такого лица, как индивидуального предпринимателя;
- документы, удостоверяющие постановку на налоговый учет и присвоение налогоплательщику индивидуального идентификационного кода;
- справка об отсутствии задолженности по обязательным платежам за прошлый годовой период;
- список работников, которые будут непосредственно заняты в торговле и обслуживании нестационарного торгового объекта, с указанием квалификации, образования и пройденного медосмотра.
После рассмотрения всех заявлений объявляется решение местных властей о предоставлении субъектам хозяйственной деятельности права размещать нестационарные объекты на государственной или муниципальной земле, с указанием срока действия такого разрешения.
Между местной властью и владельцем торговой точки заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта. Схема размещения нестационарных торговых объектов – неотъемлемая часть такого договора.
Плата за размещение нестационарных торговых объектов
Схема оплаты – неотъемлемая часть договора на размещение торговой точки. Приблизительная формула ежемесячной оплаты, вносимой в местный бюджет, может выглядеть так: П = (S × Б × К) / 12, где:
П - ежемесячная плата за размещение;
S - площадь аренды торговой точки;
Б - базовая оплата за размещение в оценочной зоне или в спецзоне, расположение которых определяется постановлениями местных органов власти;
К - коэффициент, учитывающий изменение сезонных цен на товары, работы, услуги.
Размещение рекламных конструкций на муниципальных и государственных землях
Рекламные конструкции на муниципальных и государственных землях размещаются на основании разрешений, выданных органами государственной или местной власти с правом сервитута.
Основанием для такого разрешения служит участие в конкурсе или аукционе, который проводится по инициативе властей, которые руководствуются в принятии решения Земельным кодексом России и п. 5.1 ст. 19 Закона «О рекламе» и приложениям к нему, в которых указаны параметры и типы рекламных конструкций, которые могут быть установлены в том или ином месте.
Например, если земельный участок является придорожным, то рекламная конструкция с площадью рекламного крыла до 18 кв. м должна быть расположена на расстоянии 100 м от других подобных рекламных конструкций.
Заявка на участие в тендере на установку рекламных щитов подается в местные органы власти по правилам, аналогичным тем, которые необходимы для размещения нестационарных торговых точек.
Порядок предоставления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается субъектам хозяйственной деятельности, выигравшим тендер, на определенное время с возможностью пролонгации договора.
Итогом торгов является договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный между местными властями и субъектами хозяйственной деятельности. Обязательной частью такого договора является схема расположения рекламной конструкции, утвержденная местным органом власти.
Принудительный снос или демонтаж указанных объектов
Нестационарные торговые сооружения или рекламные конструкции могут быть снесены или демонтированы в следующих случаях:
- незаконной застройки или установления рекламных носителей без соответствующих разрешений местных властей;
- по окончании срока действия договора о размещении нестационарных торговых объектов или стационарных рекламных носителей;
- при признании договора о размещении таких объектов недействительным из-за нарушения пунктов этого договора (отсутствие ежемесячной платы, самовольная передислокация объекта и прочее).
Снос и демонтаж объектов осуществляется по решению властей.
О дате и причине демонтажа владельца уведомляют заранее. Счет за проведенные работы оплачивается владельцем нестационарных торговых точек или рекламных конструкций.