Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций

Использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций

Размещение нестационарных торговых объектов отражено в ст. 39.36 ЗК РФ.


Вопросы использования государственных земель и участков, находящихся в муниципальном пользовании, могут быть решены с помощью правовых норм и положений, базирующихся на ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ существует и исключения из этого правила. Так, согласно редакции ст. 39.33 ЗК РФ от 23.09.2014 г. территории общественных и государственных земельных участков могут быть использованы для:

  • проведения ремонтов;
  • сооружения временных строительных объектов;
  • складирования материалов и техники;
  • геологоразведочных работ;
  • проведения некоторых культурных и социально-значимых мероприятий;
  • размещения рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов.

Все остальные действия сторонних лиц должны производиться в рамках правового поля, обозначенного временными или частичными правами на использование данного земельного участка.

Размещение нестационарных торговых объектов без оформления сервитута

Право подразумевает определенный перечень объектов, которым разрешено находиться на общественной земле согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ без сервитута. Полномочия государственных органов власти распространяются на создание перечня объектов, к которым эта правовая норма может быть применена.

Полный перечень объектов хозяйственной деятельности содержится в Постановлении Правительства РФ № 1300.

Как можно видеть из ст. 39.33 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов должно быть основано на решении местной исполнительной власти. При этом данное разрешение не дает собственнику торговой точки прав на строительство капитальных сооружений или на реконструкцию имеющихся зданий.

Невозможно также зарегистрировать временные объекты, находящиеся на государственных землях, как частные, поскольку закон разрешает размещать такие объекты на государственных землях, а не строить их.

Порядок получения разрешения на размещение нестационарных торговых объектов на государственных землях – прерогатива органов местного самоуправления или местных исполнительных органов власти. В разрешении обычно указывается:

  • наименование субъекта хозяйственной деятельности;
  • цель размещения нестационарного объекта;
  • порядок и дислокация данного объекта;
  • дополнительные условия.

Порядок использования государственных земельных участков без предоставления сервитута не должно оплачиваться субъектом хозяйственной деятельности.

Размещение нестационарных торговых объектов с оформлением сервитута

Если нестационарные торговые объекты будут размещены на государственных землях с частичными или ограниченными правами пользования, то одним из основных документов, необходимых для получения разрешения, является схема размещения нестационарных торговых объектов.

Такая схема предусматривает размещения временной торговой точки с общими проектами благоустройства данных земельных участков и развития прилегающих территорий. Эта схема подлежит разработке и утверждению органами местной власти.

Согласно принципам размещения более 60 % нестационарных торговых объектов должно принадлежать малому и среднему бизнесу. Утвержденная схема должны быть доступна всем заинтересованным лицам. Ее публикация обязательна на официальных интернет-ресурсах местной исполнительной власти.

Утвержденные схемы не должны являться основанием для передислокации уже размещенных торговых точек.

Порядок размещения нестационарной торговой точки на государственных земельных участках

Как правило, местные власти самостоятельно выбирают принципы включения субъектов хозяйственной деятельности в схему размещения. Обычно это проведение конкурсов или аукционов. Организаторы размещают условия проведения такого тендера в средствах массовой информации.

Для участия субъектам хозяйственной деятельности необходимо предоставить такие документы:

  • для юридических лиц – свидетельство о госрегистрации;
  • для предпринимателей – свидетельство о госрегстрации такого лица, как индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие постановку на налоговый учет и присвоение налогоплательщику индивидуального идентификационного кода;
  • справка об отсутствии задолженности по обязательным платежам за прошлый годовой период;
  • список работников, которые будут непосредственно заняты в торговле и обслуживании нестационарного торгового объекта, с указанием квалификации, образования и пройденного медосмотра.

После рассмотрения всех заявлений объявляется решение местных властей о предоставлении субъектам хозяйственной деятельности права размещать нестационарные объекты на государственной или муниципальной земле, с указанием срока действия такого разрешения.

Между местной властью и владельцем торговой точки заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта. Схема размещения нестационарных торговых объектов – неотъемлемая часть такого договора.

Плата за размещение нестационарных торговых объектов

Схема оплаты – неотъемлемая часть договора на размещение торговой точки. Приблизительная формула ежемесячной оплаты, вносимой в местный бюджет, может выглядеть так: П = (S × Б × К) / 12, где:

П - ежемесячная плата за размещение;

S - площадь аренды торговой точки;

Б - базовая оплата за размещение в оценочной зоне или в спецзоне, расположение которых определяется постановлениями местных органов власти;

К - коэффициент, учитывающий изменение сезонных цен на товары, работы, услуги.

Размещение рекламных конструкций на муниципальных и государственных землях

Рекламные конструкции на муниципальных и государственных землях размещаются на основании разрешений, выданных органами государственной или местной власти с правом сервитута.

Основанием для такого разрешения служит участие в конкурсе или аукционе, который проводится по инициативе властей, которые руководствуются в принятии решения Земельным кодексом России и п. 5.1 ст. 19 Закона «О рекламе» и приложениям к нему, в которых указаны параметры и типы рекламных конструкций, которые могут быть установлены в том или ином месте.

Например, если земельный участок является придорожным, то рекламная конструкция с площадью рекламного крыла до 18 кв. м должна быть расположена на расстоянии 100 м от других подобных рекламных конструкций.

Заявка на участие в тендере на установку рекламных щитов подается в местные органы власти по правилам, аналогичным тем, которые необходимы для размещения нестационарных торговых точек.

Порядок предоставления разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается субъектам хозяйственной деятельности, выигравшим тендер, на определенное время с возможностью пролонгации договора.

Итогом торгов является договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный между местными властями и субъектами хозяйственной деятельности. Обязательной частью такого договора является схема расположения рекламной конструкции, утвержденная местным органом власти.

Принудительный снос или демонтаж указанных объектов

Нестационарные торговые сооружения или рекламные конструкции могут быть снесены или демонтированы в следующих случаях:

  • незаконной застройки или установления рекламных носителей без соответствующих разрешений местных властей;
  • по окончании срока действия договора о размещении нестационарных торговых объектов или стационарных рекламных носителей;
  • при признании договора о размещении таких объектов недействительным из-за нарушения пунктов этого договора (отсутствие ежемесячной платы, самовольная передислокация объекта и прочее).

Снос и демонтаж объектов осуществляется по решению властей.

О дате и причине демонтажа владельца уведомляют заранее. Счет за проведенные работы оплачивается владельцем нестационарных торговых точек или рекламных конструкций.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Этапы размещения нестационарных торговых объектов

Здравствуйте, расскажите пожалуйста этапы размещения Н.Т.О, мы подали заявку на включение в схему размещения н.т.о, прошла комиссия и результаты выложили на сайт, по итогам комиссии нам дают разрешение на установку торгового объекта, но позже по телефону нам сообщили, что это только первый этап, далее в течении 6 месяцев будет рассматривать наше предложение и если мер подпишет разрешение на установку н.т.о, то данное место будет выставлено на торги. Вопрос в следующем, действительно ли оно так и можно ли как то избежать торги и получить это место? Спасибо.

Анастасия27.06.2019 17:16

Добрый день. По торги не отменены и пройти Мрсо этого этапа законным путём не получиться. 

Коханов Николай Игоревич

рекламные конструкции

Подскажите, для установки рекламной конструкции на муниципальной земле, для начала нужно обратиться в Администрацию города для внесения изменений в схему расположения рекламных конструкций, которая уже утверждена, так как предлагаемые мной места расположения в данной схеме отсутствуют, или возможно сразу обратиться в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на установку?

Ксения16.05.2019 14:56

Добрый день.

Вам необходимо ознакомиться с существующим в Вашем городе постановлением об утверждении Порядка внесения изменений в схему размещения 
рекламных конструкций на территории муниципального образования в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ, Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Обычно, изменения, вносимые в Схему, подлежат предварительному согласованию с министерством строительства региона - уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению согласования схемы размещения рекламных конструкций и вносимых в нее изменений в целях установления ее соответствия документам территориального планирования и обеспечения соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Основанием для начала процедуры внесения изменений в Схему (за исключением внесения изменений по инициативе Управления) является заявление, представленное заявителем в Управление.

Коханов Николай Игоревич21.06.2019 10:18
Светлана20.01.2020 20:44

Скажите пожалуйста, если человек не законно установил рекламу на муниципальной земле, ему было выписано предписание. Прошел месяц, и этот человек требует что бы отменила ему предписание,на основании того, что это не реклама, а информация о кафе, которая находится на другой улице

Добрый вечер.

Для предметного ответа маловато информации, да и в чем конкретно вопрос заключается?

Сайботалов Вадим Владимирович20.01.2020 22:25
Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.