Прирезка участка

Варианты действий | Судебная практика | Образцы исков
Автор аналитического заключения:
- юрист высшей категории МИП
Время на прочтение:
10 минут

Проблемная ситуация:

Собственник хочет увеличить площадь своего земельного участка за счет соседних земель, находящихся в государственной собственности.

Актуальность проблемы:

Иногда границы участков не способствуют их эффективному использованию, например, у них могут быть изломанные границы, отсутствовать подъезд и т.д., в таком случае граждане, владеющие смежными участками, могут договориться об их перераспределении и изменить их границы.

Кроме того, в некоторых случаях можно увеличить границы своего земельного участка за счет муниципальных или государственных земель за плату тоже в результате пререспределения, это еще называют «прирезкой». Зачастую это бывает выгодно, так как стоимость такой «прирезки» ниже рыночной.

Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/aerial-view-of-village_10905541.htm

Изображение от Racool_studio на Freepik

Что такое перераспределение земель?

Перераспределение земель – это образование новых участков из имеющихся смежных земельных участков.

В результате перераспределения исходные земельные участки перестают существовать.

С помощью перераспределения участков, находящихся в частной собственности, можно изменить их размер и границы по соглашению между собственниками.

Также можно увеличить площадь своего участка за счет перераспределения земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

Вопросами перераспределения земель занимаются уполномоченные органы.

Если участок находится в государственной собственности – уполномоченным органом является территориальное управление Росимущества, а если в муниципальной – орган местного самоуправления, как правило, местная администрация.

Как перераспределить земельные участки, находящиеся в частной собственности?

Заключить соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками.

В соглашении должны быть указаны участки, которые перераспределяются, сведения о новых участках, имеющихся обременениях.

Также в нем можно прописать порядок и размер возмещения за неравноценность площадей образуемых земельных участков, определить, кто и в каком размере несет расходы на кадастровые работы.

Провести кадастровые работы и составить межевой план.

Поставить образованные участки на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на них.

Данные процедуры выполняются одновременно.

В каких случаях можно увеличить свой земельный участок за счет перераспределения земель из государственной или муниципальной собственности?

Увеличить площадь земельного участка можно за счет примыкающих к нему земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
  • перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства.

ВАЖНО! Увеличение площади земельного участка за счет государственных или муниципальных земель в результате перераспределения осуществляется за плату.

При этом площадь может быть увеличена только до предельных максимальных размеров земельных участков.

Если земля в федеральной собственности, плата за увеличение площади через перераспределение составляет 15% от кадастровой стоимости присоединяемого участка.

Тарифы на муниципальную и региональную собственность варьируются. Например, в Московской области плата составляет 50% от кадастровой стоимости присоединяемой части земельного участка. 

Основания для отказа в перераспределении земель из государственной или муниципальной собственности

Отказ в перераспределении земель возможен только при наличии одного из следующих оснований:

  • площадь образуемого земельного участка превышает установленные предельные максимальные размеры;
  • отсутствует письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при их наличии;
  • на земельном участке, который переходит в собственность гражданина, расположены объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственности других граждан или юридических лиц;
  • земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте, зарезервированы для государственных и муниципальных нужд;
  • земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, является предметом аукциона, или в его отношении принято решение о предварительном согласовании предоставления;
  • в отношении участка подано заявление о предварительном согласовании его предоставления или о его предоставлении и решение об отказе по заявлению не принято
  • из земель можно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения установленных требований;
  • границы участка гражданина нуждаются в уточнении;
  • схема расположения участка не соответствует требованиям;
  • в отношении территории утвержден проект межевания территории;
  • нарушение требований к образуемым земельным участкам или несоответствие проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  • в отношении территории утвержден проект межевания территории (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса).

Кроме того, не допускается образование земельных участков, если это приведет:

  • к пересечению границ земельных участков и границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
  • к невозможности разрешенного использования расположенных на земельных участках объектов недвижимости, причем в границы образуемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для его использования;
  • к невозможности разрешенного использования согласно сохраняемым обременениям (ограничениям);
  • к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости;
  • к другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам (ст.11.9 Земельного кодекса).

Перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Поэтому в случае необоснованного отказа или несогласия с полученным отказом можно обжаловать его в судебном порядке.

Что делать для увеличения своего земельного участка за счет государственных или муниципальных земель путем перераспределения?

Подготовить схему расположения земельного участка или проект межевания территории.

Подать заявление о перераспределении земель в уполномоченный орган с приложением схемы расположения земельного участка.

Орган рассмотрит заявление в течение 30 дней, срок может быть продлен до 45 дней при необходимости согласования схемы расположения участка.

При отсутствии оснований для отказа заявителю направляется решение об утверждении схемы расположения земельного участка, согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

Провести кадастровые работы и поставить образуемый земельный участок на кадастровый учет в Росреестре.

После чего направить документы о постановке на кадастровый учет в уполномоченный орган.

Заключить соглашение о перераспределении земель с уполномоченным органом.

В случае отказа уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земель – можно обратиться в суд с требованием об оспаривании такого отказа.

В суд нужно обратиться в течение 3-х месяцев со дня получения отказа.

Зарегистрировать право собственности на образованный земельный участок в ЕРГН.

Бесплатная консультация
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течении 30 минут
Обсуждение вопросов о приобретении права собственности на ЗУ в результате перераспределения земель