Чарджбэк (возвратный платеж) - процедура принудительного возврата денежных средств отправителю на банковскую карту за некачественный товар, невыполненную услугу или мошенническую операцию. Осуществляется процедура возврата средств в рамках платежной системы (Виза, Мастеркард). Она позволяет бороться с недобросовестными продавцами и возвращать деньги даже в ситуации, когда сама торговая организация делать этого не желает. Дословно, термин переводится как "возврат средств", но фактически, она заключается в оспаривании платежа и требовании возврата средств на карту (счет) клиента.
Если вы получили некачественный товар или услугу, а может быть вообще ничего не получили, или стали жертвой мошеннической схемы, вы вправе подать заявление в банк отправитель, т.е. ваш банк, на возврат средств с банка получателя.
Не важно, в какой стране находился расчётный счёт получателя перевода (будь то банк в России или на Кипре). Так же не важно, остались ли ваши деньги на лицевом счёте получателя или нет. Деньги обязан вернуть банк получатель и в случае если на расчетном счете нет необходимой суммы, будет списан отрицательный баланс.
Одним из главных условий для того чтобы вернуть переведенные деньги назад это перевод был совершен через банк на банковские реквизиты другого получателя и вы пытались урегулировать спор с получателем средств!
Если в процессе переговоров вам не удалось убедить поставщика услуг или товара вернуть деньги, то вы вправе потребовать возврат средств через банк (chargeback).
Главное чтобы были доказательства совершенной транзакции.
Условия:
В любом из вышеуказанных способах вы в праве обратиться в банк и написать заявление на принудительный возврат денежных средств с получателя.
Но нет смысла пытаться начать процедуру, если товар не понравился по цвету или из-за подобных причин.
В российском законодательстве у банка нет обязанности открывать диспут (спор) и заниматься возвратом средств от недобросовестных продавцов. Это скорее право эмитента карты. Но данная возможность предусмотрена в регламенте всех МПС, и кредитные организации (включая Сбербанк) помогают осуществить возврат денег, если есть все основания для этого.
Если продавец не хочет добровольно возвращать средства, а банк отказывает в чарджбэке, то у клиента остается еще возможность защищать свои права и интересы в судебном порядке.
В каждой платежной системе разработана инструкция и регламент по проведению процедуры Чарджбэка. В документах подробно описываются права и обязанности каждого из участников процесса. А также в них указан и срок, в течение которого владелец пластика может оспорить платеж.
Разные платежные системы могут самостоятельно устанавливать сроки для подачи претензий. Например, в Виза он достигает 180 дней. В отдельных случаях клиент может подать запрос на Chargeback и дольше – в срок до 540 дней. Но ему придется в этой ситуации пояснять, почему он не сделал этого ранее.
Необходимо запросить бланк заявления на оспаривание транзакции в отделении банка, выпустившем Вашу карту.
При передаче документов обязательно получить расписку о принятии, в которой будет указано, какой именно сотрудник и когда получил документы.
Законодательством запрещено отказывать клиентам в возврате денежных средств. Однако, представители Сбербанка делают это неохотно. В подавляющем большинстве случаев, клинтам отказывают сразу на первоначальном этапе. Это происходит в связи с некомпетентностью сотрудников. Поэтому, если консультант сообщил, что в вашем случае чарджбэк не возможен, настоятельно рекомендуем:
Срок обращения для проведения чарджбэка – 120 дней с момента транзакции. Если сотрудники банка говорят вам о более коротких сроках, то это напрямую противоречит правилам международной платежной системы
При себе необходимо иметь:
ВТБ 24 дает возможность возврата средств без согласия с поставщиком услуг или товара. Сроки для оформления процедуры 120 дней. Причины введения процедуры в действие:
Стоит отметить, что специальный бланк заявления на возврат средств (чарджбэк) в этом финансовом учреждении не предусмотрен. Поэтому клиент может воспользоваться заявлением другого банка. К нему, в обязательном порядке, прикладываются выписки о транзакциях и ответ от поставщика услуг/товара.
Специалист банка обязан принять у вас документы. На рассмотрение выделяется от 60 до 120 дней. Если процедура не выполнена или выполнена не в полном объеме, клинт вправе обратиться с жалобой в МПС.
В этом банке процедура оформления схожа с вышеперечисленными. Срок оформление чарджбэка в Тинькоффбанк – до 40 дней с момента проведения транзакции. Средства на счет клиента при положительном решении возвращаются через 1-2 месяца. Если пребставитель банка отказывается принять заявление, вы вправе обратиться с жалобой в МПС, а также в суд.