Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28

Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Налоговое законодательство применяется на территории Крыма.


Законодательная база

Понятие налоговой базы (НБ) определено налоговым законодательством, в соответствии с нормами которого налоговая база – это физическая либо стоимостная характеристика объекта обложения налогом. Особенности и правовые аспекты, определяющие НБ субъектов РФ, регламентированы НК РФ.

Что касается порядка определения налоговой базы на территории Республики Крым и в Севастополе, то основным источником данного направления является Налоговый кодекс.

Согласно предписаниям ФЗ от 21.03.2014 года, территории Крыма и Севастополя были включены в состав РФ, а с 1.01.2015 года процедура взимания налогов осуществляется в соответствии с российским налоговым законодательством, поэтому определение НБ данных территорий на основании российского Налогового кодекса вполне обосновано.

С 21.03.14 до 1.01.15 года (переходный период) порядок взимания налогов и особенности определения налоговой базы осуществлялись на основании специального акта правотворчества (Положения от 11.04.2014г.), утвержденного Постановлением Госдумы.

Впоследствии НК РФ, а именно 21 глава данного законодательного акта, была дополнена специальной статей, регламентирующей особенности определения НБ по НДС на территории Крыма и Севастополя.

 

Особенности приобретения товаров и услуг, условия следования им

Налоговая база на территории Крыма и Севастополя определяется согласно особенностям, перечисленным в первом пункте соответствующей статьи при таких условиях:

  • приобретателем продукции или услуг является лицо, данные о котором внесены в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) либо ЕГРЮЛ (в отношении юридических лиц);
  • продавцом товаров и услуг является юридическое лицо, постоянно действующий исполнительный орган которого на момент включения Крыма в состав РФ был расположен на территории Республики или на территории Севастополя, при этом данные о продавце не были внесены в соответствующий реестр;
  • реализатор (продавец) услуг и продукции – физлицо, прошедшее процедуру регистрации предпринимателей, данные о котором не занесены в соответствующий госреестр.

Налоговая база по НДС в вышеперечисленных случаях определяется с учетом таких особенностей:

1. Налоговая сумма, предъявленная продавцом реализованной продукции или предоставленной услуги до конца 2014 года, которая не была вычтена на протяжении года, принимается приобретателем благ к вычету в соответствии с НБ по налогу до 1.06.15 года. Применение данного правила допустимо при условии наличия соответствующих документов, таких как:

  • налоговые накладные, свидетельствующие об отгрузке товаров, оказании услуг, проведении частичной оплаты;
  • договоры;
  • другие документы, подтверждающие фактическое проведение платежей в счет последующего предоставления благ;

2. Сумма налога, выставленная продавцом в момент получения полной или частичной оплаты за проведение последующих торговых операций, таких как реализация товаров или оказание услуг, принятая приобретателем товаров и услуг к вычету и обоснованная сведениями, представленными в накладных, восстановлению не подлежит.

Исключение составляют случаи, когда:

  • соответствующий договор был расторгнут;
  • были внесены поправки в содержание документа;
  • в случае возврата оплаченных средств приобретателю благ.

При таких обстоятельствах восстановление суммы налога осуществляется приобретателем благ именно в том периоде, когда имело место расторжение договора или изменение его содержания.

При условии наличия установленных законодательством обстоятельств, НБ на территории Крыма и Севастополя определяется по следующим правилам:

1. Налоговая база определяется на момент осуществления торговой операции в том случае, если отгрузка продукции выполнена продавцом в счет произведенной раньше полной либо частичной оплаты.

2. Вычет налоговой суммы с покупателя производится при таких условиях:

  • при наличии документа, подтверждающего выполнение операции (счет-фактура);
  • в случае выполнения условий, определенных законодательством, в частности НК РФ.

Условия применения правил определения налоговой базы в соответствии с предписаниями второго пункта исследуемой статьи:

  • если покупателем благ, являющимся юридическим лицом, постоянно действующий исполнительный орган которого на момент включения Крыма в состав РФ был расположен на территории Республики или Севастополя, была осуществлена полная или частичная оплата последующих торговых операций по поставке товара. При этом данные о приобретателе в реестр внесены не были;
  • если приобретателем благ, являющимся физлицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, была осуществлена полная или частичная оплата последующих торговых операций по поставке товара. При этом сведения о покупателе не занесены в реестр;
  • продавцом товаров и услуг является юридическое лицо, постоянно действующий исполнительный орган которого на момент включения Крыма в состав РФ был расположен на территории Республики или Севастополя, что отображено в соответствующих документах, при этом данные о продавце не были внесены в госреестр, а поставка товара или предоставление услуги было осуществлено после 1.06.15 года;
  • реализатор (продавец) услуг и товаров – физлицо, прошедшее процедуру регистрации предпринимателей и ведущее предпринимательскую деятельность. При этом данные о продавце не занесены в реестр, а отгрузка товара либо предоставление услуги осуществлено после 1.06.15 года.

Автор статьи

Малов Дмитрий Владимирович - Юрист по налогам
Юрист по налогам

Опыт работы в юридической сфере 15 лет. Специализация - Исполнительное производство, Земельное право, Арбитраж, Налоговое право, Споры с недвижимостью, Автомобильные споры.

Подробнее о специалисте

Полезные статьи по налоговому праву

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут