Формы решения и постановления налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика
Формы решения и постановления об обращении взыскания устанавливаются главным уполномоченным налоговым органом – Федеральной налоговой службой.
Особая форма исполнительного документа устанавливается практически на любую важную налоговую операцию, например, выявление недоимки, решение о наложении штрафа, и пеней, а также по различным обеспечительным мерам, заключающимся в назначении взыскания определенной денежной суммы с лиц, являющихся налогоплательщиками в счет бюджета РФ.
Основные и наиболее часто используемые формы решения и постановления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика включают в себя:
- постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика физических, либо юридических лиц, а также ИП и иностранных граждан, учет данного имущества;
- решения уполномоченных налоговых органов о взыскании обязательного налога, предусмотренного положениями действующего НК РФ;
- протокол ареста имущества, являющегося собственностью налогоплательщика. Является обязательным документом, благодаря которому осуществляется непосредственный контроль над процедурой, соблюдается порядок и учет всех действий уполномоченных лиц;
- постановление об отмене действующего ареста имущества налогоплательщика. Является распространенным документом, применяющимся в тех случаях, когда необходимость данного взыскания исчезает, например, когда произошло обжалование действий уполномоченных лиц и т.д.
Реквизиты, содержащиеся в постановлении налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика
Постановление уполномоченного налогового органа является важнейшим документом, обязательным для дальнейшего исполнения. Действующим НК РФ были установлены особые учет, форма и порядок составления данного исполнительного документа.
Данный порядок включает в себя перечень обязательных реквизитов, которые должно содержать каждое постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика:
- данные о должностном лице – его ФИО, а также подробные сведения о налоговом органе, составившего и утвердившего конкретное постановление;
- дата утверждения, срок и порядковый номер постановления;
- наименование и сведения об организации, о физических или юридических лицах, иностранных гражданах, а также об ИП, на которых производится учет и обращение данного взыскания;
- резолютивная часть исполнительного документа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;
- дата и срок вступления в законную силу данного решения о взыскании налога за счет имущества.
Установленный учет, порядок и форма данного исполнительного документа о взыскании также предусматривают обязательное наличие подписи руководителя уполномоченного органа и гербовую печать организации.
Сведения, содержащиеся в исполнительном документе и имущество налогоплательщика, за счет которого происходит взыскание долга
Порядок и установленная форма исполнительного документа включают в себя обязательные сведения, которые должны там указываться. При отсутствии одного, либо нескольких данных, документ будет признан недействительным, а все его положения – будут аннулированы. В основные сведения исполнительного документа входит:
- данные об уполномоченном органе, его адрес и наименование, а также сведения о должностном лице, подписавшего это постановление;
- основания, на которых производится выдача постановления – принятое решение организации и т.д.;
- дата принятия решения и установленный срок его вступления в законную силу;
- основные сведения о должнике, об установленной сумме задолженности, а также о взыскателе. Взыскание может производиться как в пользу юридических лиц, так и в счет РФ;
- резолютивная часть решения, а также дата и срок выдачи утвержденного постановления, на основании которого производится взыскание.
Процедура и порядок взыскания долга за счет имущества физических, юридических лиц, а также ИП, может касаться следующих материальных ценностей:
- денежных средств в виде наличности, а также в виде счетов в банке, при условии, что ранее в отношении данного имущества не было обращено взыскание;
- определенной готовой продукции, задачей которой не является участие в производстве;
- какого-либо сырья и специальных материалов, которые могут участвовать в непосредственном производстве;
- имущества, которое было передано лицу по действующему договору, если такие договоры были расторгнуты, либо признаны недействительными;
- иного имущества, имеющегося у лиц-должников, в том случае, если форма данного имущества не выражена в предметах для повседневного и личного пользования.
Действия пристава-исполнителя, направленные на исполнение постановления налогового органа
Пристав-исполнитель является уполномоченным лицом, который наделяется определенными правами, обязанностями и задачами. Основной его целью является правомерное получение денежных средств, либо иного имущества для погашения имеющейся задолженности у юридических, или физических лиц, а также ИП, в счет государства.
Для погашения задолженности, пристав-исполнитель действует на основании выданного ему исполнительного документа, в котором содержатся все важные сведения.
На основании данного документа производится возбуждение исполнительного производства. Дальнейшие правомерные действия пристава-исполнителя могут включать в себя:
- принятие решения о наложении ареста на имущество должника и осуществление данного взыскания, которое производится в установленный срок;
- при появлении подобной необходимости, изъятие определенных материальных ценностей, учет и передача их в определенное место для последующего хранения;
- реализация имеющегося у пристава-исполнителя имущества с целью погашения денежной задолженности;
- учет и последующее зачисление полученных денежных средств, которое производится в счет государства, либо государственного внебюджетного фонда.
Уровни правового регулирования взыскания таможенных пошлин и налогов с юридических лиц и ИП, также принудительное взыскание
Действующее российское налоговое законодательство РФ устанавливает несколько уровней правового регулирования процедуры взыскания таможенных пошлин и налогов в отношении физических и юридических лиц, а также зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Сюда относится международный договор участников Таможенного союза.
Данным таможенным законодательством, включая Таможенный союз, устанавливаются общие действующие положения в отношении того, как производится уплата пошлин и необходимых регулярных взносов в установленный срок, а также их учет и обжалование.
Согласно таможенным нормам, при нарушении допустимых временных рамок и неуплате взносов в установленный срок, уполномоченные органы принимают решения о принудительном взыскании денежных средств, либо иных материальных ценностей, являющихся собственностью должника, которое производится в счет заинтересованной организации.
Законами государств, являющихся официальными членами таможенного союза, могут быть приняты и иные решения относительно погашения имеющейся задолженности, если их форма не будет противоречить действующим таможенным нормам, и не будут нарушать законные интересы налогоплательщиков.
Пути взыскания задолженности по таможенным пошлинам и налогам, а также их принудительное взыскание
Таможенный Кодекс Таможенного союза устанавливает общие положения и сведения о взыскании пошлин и неуплаченных налогов, при этом наделяя уполномоченных лиц правами по данному взысканию несколькими способами:
- текущая задолженность погашается денежными средствами налогоплательщика в установленный срок. Основанием для данной процедуры служит принятие решения о взыскании уполномоченным таможенным органом. Форма данного решения, как исполнительного документа, также утверждена таможенным законодательством;
- текущая задолженность по налогам и пошлинам погашается путем иных материальных ценностей, принадлежащих налогоплательщику. Исключением являются вещи личного характера и средства для регулярного использования;
- задолженность по пошлинам погашается в счет ранее излишне уплаченной суммы таможенным органам. Данная процедура осуществляется на основании исполнительного документа, утвержденного и выданного таможенным органом;
- принятие решения таможенным органом о снятии задолженности возможно и в случае предоставления какой-либо гарантии, например, залога, поручительства и т.д.
С юридического лица, а также индивидуального предпринимателя, может быть осуществлено и принудительное взыскание по таможенным налогам и пошлинам в отношении следующих ценностей:
- определенных товаров, в отношении которых, в установленный срок, не производилось оплаты таможенных пошлин;
- денежных средств, находящихся в банковских организациях;
- залога, либо неизрасходованных авансовых платежей;
- излишне уплаченных платежей таможенным органам.
Процедура изъятия материальных ценностей по налогам и пошлинам может происходить как во внесудебном порядке, так и в судебном органе.
При этом форма судебного порядка всегда допускает возможность обжаловать вынесенное решение. Правом обжалования обладает налогоплательщик, либо его представитель в судебном органе.
Основания для прекращения принудительного взыскания, а также особенности взыскания налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков за счет имущества участников
Законодательство РФ устанавливает два основания, по каждому из которых принудительное взыскание может быть прекращено:
- срок, ранее установленный уполномоченным органом, истек;
- особые случаи, полный перечень и форма которых утверждены действующими законами. Сюда можно отнести внезапное уничтожение товаров в силу форс-мажорных обстоятельств, обращение данных товаров в собственность государственных органов, уплата недоимки и т.д.
Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение нескольких организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль. Деятельность и учет данной организации основывается на заключенном договоре, форма которого является стандартной.
Данная форма объединения содержит одну главную особенность – при принятии уполномоченным органом решения, например, о приостановлении действия счетов в банке, эта санкция может быть распространена абсолютно на все организации-налогоплательщики.
Либо, если речь идет о штрафе, взыскание будут осуществлено с каждого участника данного объединения. Причем порядок данной процедуры и учет всех участников, включая иностранных, будут определены налоговым органом самостоятельно.