Что такое пеня
В гражданском законодательстве нет четкого определения понятия «пеня», не считая упомянутого вскользь – разновидности наказания в виде неустойки. При этом более четкое понятие можно получить уже из налогового законодательства, где уже в Кодексе отведена отдельная статья.
Согласно действующим нормам налогового законодательства, пеня – это сумма неустойки, которая начисляется тем плательщикам, которые просрочили выплату налога или сбора, штрафа. Это определенная сумма, которая прибавляется к сумме налога, сбора, штрафа. И эту сумму плательщик, который пропустил сроки уплаты, обязан так же уплатить. В противном случае его долг перед государственным бюджетом продолжит расти и дальше.
Более того – даже если к плательщику применяются какие-то иные меры пресечения или обеспечения, нацеленные на взыскание причитающихся ему налогов, сборов, штрафов, пеня продолжает начисляться. Такую меру (следует понимать, как неустойку) никто не отменяет. Чем больше сумма задолженности, тем больше начисляется с нее пени.
Что не относится к понятию «пеня»
К понятию «пеня» не имеют отношения, хотя и несколько схожи с ней, понятия «штраф» и «неустойка». Так, под штрафом в гражданском законодательстве, равно как и в налоговом, принято понимать наказание за преступление, которое было совершено разово или длящееся некоторый период времени, выраженное в точно обозначенной сумме или в проценте от полученной нарушителем выгоды.
Штраф может быть определен и как точная сумма, которую нарушитель уплачивает в пользу государственного бюджета (следует понимать, как налоговый случай), так и в проценте от выгоды, которую он получил. Например, в размере 20-30-40%.
Под неустойкой в законодательстве принято понимать вид наказания, который подразумевает процентный или выраженный в конкретной сумме вид взыскания за длительное преступление или правонарушение.
Пеня же является лишь разновидностью такого вида наказания, применяемой преимущественно в налоговой или расчетной сфере. Кроме того различается способ исчисления пени и неустойки (следует понимать, как понятие в общем смысле).
Способ исчисления
При исчислении берется за основу не вся сумма налога или сбора, который предписан плательщику, а только просроченная по уплате часть. Именно из ее размера определяется размер пени, а также конечная сумма долга. Начисляется пеня каждый день, независимо от того, рабочий он или выходной, с того момента, как наступила просрочка по выплате налога или сбора. То есть если плательщику было дано десять дней на выплату налога, а он пришел платить на пятнадцатый, то за 5 дней просрочки ему начисляют пени, которые тоже необходимо выплатить.
Размер пени считается отдельно от суммы налога или сбора, но при этом обе суммы при уплате складываются.
Если плательщик выплачивает только одну сумму, игнорируя вторую, то неустойка продолжает накапливаться. Предусмотрены случаи в налоговом законодательстве, когда задолженность достигает определенных размеров, что позволяет налоговым органам обратиться в суд для взыскания с должника средств в государственный бюджет. Расчет пени по налогам происходит в процентном формате – к сумме налога каждый день прибавляется определенный процент, который и является пеней.
Размер пени не может быть установлен и начислен тогда, когда у организации, ИП или физического лица нет средств для уплаты основного долга ввиду ареста его имущества или приостановке операций по его счетам в банке. Более того если такая мера пресечения уже используется, то, как правило, недобросовестному плательщику присуждают еще и штраф за неправомерные действия, пени в этом случае не предусмотрены.
Размер пени исчисляется в процентном соотношении и равен 1/300 от действующей ставки рефинансования Центральным банком. Причем данные учитываются на конкретный день. Чем выше ставка Центрального банка, тем выше пеня, которая будет начисляться по просрочке платежа по налогам, сборам, штрафам. Не предусматривается в налоговом законодательстве фиксированная пеня на просрочки по платежам налогов, сборов или штрафов, только процентное выражение.
На что не начисляют пени
Нормами налогового законодательства предусмотрены ситуации, когда пени не начисляются совсем. Так, недоимка, которая образовалась у добросовестного плательщика, путем выполнения тех разъяснений, которые ему были даны от налоговых органов и других уполномоченных органов, а так же в ходе следования инструкциям после мониторинга налоговых органов. При этом все данные плательщик предоставил верные и точные.
В этом случае виновными в образовании недоимки считаются именно налоговые органы, которые не смогли своевременно и точно организовать деятельность плательщика, в результате чего у того образовалась недоимка. На такие задолженности пени не начисляют ни в каком объеме, а плательщик имеет право направить исковое заявление в суд о пересмотре образовавшейся у него задолженности и праве неуплаты такого долга никаким путем.
А вот прописанная в договоре неустойка тоже может выступать в роли обязательной для уплаты пени. Называется она – пени по договору, когда одна из двух сторон при просрочке платежа обязана выплатить установленную неустойку.
В налоговом праве применяется понятие редко, только в тех случаях, когда образовывается задолженность по уплате пени у консолидированной группы участников. В этом случае пени по договору начисляется для уплаты или ответственному участнику, или всем остальным участникам группы, если на счетах ответственного не хватает средств для погашения.
Уплата пени
Взыскание пени возможно в принудительном порядке тогда, когда плательщик добровольно не уплатил насчитанную ему сумму. Основной способ – удержание средств с личных счетов в банках. То есть налоговый орган путем вынесения соответствующего решения может обязать банк на определенные действия, цель которых взыскание пени с плательщика.
Банк не имеет права игнорировать решения налоговых органов, поэтому удерживает в пользу государственного бюджета средства, необходимые и достаточные для уплаты пени, если их на счету плательщика хватает для погашения задолженности. Если нет – уведомляет налоговый орган об остатке по счету в течение рабочего дня.
Уплата пени является обязанностью плательщика, а не его правом. Так, плательщики – физические лица в случае неуплаты могут быть подвержены административному или уголовному преследованию за неисполнение своих обязанностей. Налоговый орган вправе подать соответствующее исковое заявление в суд с требованием взыскания пени, а также наложения штрафа на недобросовестного плательщика.
Однако предварительно физическому лицу присылается в письменном виде путем личного вручения или передачи через почту (заказным письмом) требования об уплате имеющихся налогов, сборов (в том числе и страховых), пени и штрафов. В случае неисполнения – налоговый орган вправе подать заявление в суд.
Плательщики – организации или ИП так же обязаны уплачивать начисленные им пени.
Если после получения от налогового органа требования об уплате этого не произошло, налоговый орган имеет право приостановить операции по счетам в банках, а при недостаточности этой меры – обратиться в судебные органы с исковым заявлением о взыскании путем ареста имущества.
Чем больше сумма задолженности по пени, тем больше или дороже имущество будет арестовано, а затем продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.
Существует практика, когда должник-плательщик уплачивает пени тогда, когда судебное разбирательство еще только началось. В этом случае суд обязан учесть выплату в фиксированной фактической сумме.
Если же этого не произошло, то в решении указывается не только срок исполнения решения, но и сумма для уплаты налога – в фиксированном размере, и размер пени – в процентном размере, согласно ставке рефинансирования Центрального банка.
Авансовые платежи, которые обязан вносить плательщик, тоже могут быть подвержены обязанности выплаты или наказанию за просрочку. Так, пени за просрочку платежа начинают начисляться с того момента, когда должен быть уплачен налог, а не аванс по нему. То есть плательщику условно дается отсрочка для платежа без наказания, а в случае просрочки уже начисляются пени.