Порядок принятия судом решений о признании гражданина недееспособным
Должное правовое регулирование и возможность осуществлять эффективный контроль в налоговых отношениях, связанных с выплатой налогов, гарантирует соблюдение прав, а также интересов участников публичных и частных отношений. Это, в свою очередь, влияет и на их баланс.
Поэтому актуальным является определение меры прогнозируемого поведения налогоплательщика по исполнению обязанности выплаты налогов, при которых эта обязанность считается соблюденной, в том числе и касаемо исполнения обязанностей, связанных с выплатой налогов физическими лицами, которые судом установлены, как безвестно отсутствующие либо недееспособные.
Дееспособность физического лица напрямую связана с его способностью понимать значение выполняемых им действий, а также ими руководить и предвидеть определённые последствия их выполнения.
ГПК России презюмируется дееспособность лица - это означает, что лицо может быть признано недееспособным только в порядке особого судебного производства дела, с момента вступления решения в силу.
С момента признания недееспособным лицу должен быть назначен опекун, совершающий от его имени все необходимые сделки и действия, связанные с ними, при этом он несет ответственность, предусмотренную законом за свои действия (как опекун), а также за тот вред, который причинен недееспособным.
Законодательство различает недееспособность нескольких видов:
- Возрастную;
- возникшую вследствие психического расстройства;
- частичную (такая недееспособность ограничивает некоторый ряд прав и возложенных на гражданина обязанностей).
Основание, а также процедура, по которой гражданин может признаваться недееспособным, закреплена в ГПК России, в том числе и положениями ст. 29 ГК РФ установлено требование к такой процедуре, как признание физического лица недееспособным, только в судебном порядке.
Это означает, что судом устанавливается совокупность юридических и медицинских критериев, при которых становится возможным определить недееспособность лица. Правила и процедуру признания лица недееспособным, содержат положения ст.ст. 281-286 ГПК России.
После подачи заявление судья при подготовке дела назначает судебно-психиатрическую экспертизу (СПЭ), с целью определения психического состояния гражданина ст. 283 ГПК РФ. Доказательства, которые необходимы для вынесения окончательного решения по недееспособности, должны быть предоставлены суду дополнительно. В обязательном порядке предоставляются следующие документы:
- заключение СПЭ;
- документы о том, что гражданин состоит на учете в психиатрическом диспансере;
- справки из медицинского учреждения;
- справка МСЭК;
- доказательства о том, что гражданин не может руководить своими действиями и понимать их значение.
Судебный порядок производства такой категории дел требует, чтобы в судебных заседаниях присутствовали представители органов опеки и попечительства, а также прокурор.
Случаи исполнения налоговой обязанности другим лицом
Положения налогового законодательства предполагают возможность исполнение налоговой обязанности другими лицами только в некоторых случаях:
- если погашается задолженность по имущественным налогам наследниками;
- при выплате налога налоговыми агентами;
- когда взыскивается недоимка, пени и штрафы, которые числятся за дочерними обществами. Указанные суммы взыскиваются с основных обществ;
- при погашении остатков задолженности по налогам учредителями ликвидируемой компании;
- если ее исполняет правопреемник реорганизованного юридического лица;
- при назначении уполномоченным органом опеки лица, которое управляет имуществом безвестно отсутствующего;
- в случае назначения (опекуна) для лица, признанного недееспособным (частично недееспособным) в судебном порядке. Исполнение опекуном налоговой обязанности происходит за счет денег недееспособного гражданина;
- если лицо не достигло совершеннолетия, обязанность исполняется законными представителями (родителями).
Налоговое законодательство также обязывает доверительного управляющего имуществом, кроме обязательств по уплате налогов, которые возникли на день признания лица недееспособным или безвестно отсутствующим уплачивать их еще и в течение всего периода времени после такого признания.
Это означает, что, выступая в качестве представителя безвестно отсутствующего либо недееспособного, доверительный управляющий должен полностью исполнять возложенные на субъект налоговыми отношениями обязанности по уплате за него налогов.
Обязанности по уплате налоговой обязанности лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, безвестно отсутствующего физического лица
Из положений пункта 1 статьи 51 НК РФ обязанность уплачивать налоги и сборы физ. лица, которое судом признано безвестно отсутствующим, должно выполнять лицо, наделенное правом управления его имуществом по решению органов опеки и попечительства.
Положения статей 42 - 45 ГК России устанавливает правила, по которым заявление о признании лица безвестно отсутствующим может быть подано в суд, если о гражданине на протяжении года в месте, где он проживал, отсутствуют сведения.
Все имущество лица безвестно отсутствующего при выявлении необходимости постоянно им управлять, должно быть передано лицу, которое определено органом опеки и попечительства. В этом случае доверительный управляющий должен действовать по договору о доверительном управлении, который заключается с указанным органом.
Доверительный управляющий наделяется обязанностью оплачивать всю не выплаченную сумму налогов (безвестно отсутствующим лицом) без начисления процентов, в том числе и пени и штрафов, которые причитаются на день, когда лицо признано безвестно отсутствующим.
Средства, за счет которых происходит выплата, принадлежат лицу признанному безвестно отсутствующим. Налоговый орган уполномочен предоставлять отсрочку, в том случае, если денежных средств для вышеуказанных выплат недостаточно.
В случае, когда судом отменено решение о признании лица безвестно отсутствующим, отменяется и управление имуществом этого гражданина.
Неявка безвестно отсутствующего лица на протяжении 5 лет является основанием объявить его умершим в судебном порядке.
В этом случае после регистрации акта гражданского состояния о его смерти возникают наследственные правоотношения.
Обязанности по уплате налогов и сборов опекуна физического лица, признанного недееспособным
Исходя из положений пункта 2 статьи 51 НК России, обязанностью уплачивать налоги, а также сборы физ. лица, которое является недееспособным, наделяется его опекун. Для этого используются денежные средства, принадлежащие недееспособному, в размере суммы неуплаченных налогов и сборов, в том числе штрафов и пеней.
Налоговое законодательство не определяет специальный порядок для исполнения налоговой обязанности опекуном лица, признанного недееспособным частично.
В тех случаях, когда возникает вопрос, связанный с опекой и попечительством над детьми, которые остались без попечения родителей, такие отношения регулируются семейным законодательством РФ, а также Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ.
Исходя из положений статьи 148.1 Семейного кодекса РФ неимущественные права, а также обязанности опекуна в рамках указанных отношений определяются гражданским законодательством, а также законом N 48-ФЗ.
Положения статьи 15 указанного закона требуют от опекуна или попечителя ежегодного предоставления в орган опеки письменного отчета за прошедший год об использовании, управлении, а также хранение имущества подопечного.
Это означает, что отчет опекуна должен содержать полную информацию о месте, где хранится имущество, о том, что было приобретено взамен отчужденного имущества, о доходах, которые получены от управления имуществом, обо всех расходах и т. д.
Все указанные в отчете сведения о сделках, либо юридически значимых действиях, которые касаются имущества подопечного, должны быть подтверждены документально.
В том случае, когда указанные в статье 51 НК РФ лица, на которых возложено исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, привлекаются в связи с вышеуказанными обязанностями к какому-либо виду ответственности за совершение налогового правонарушения, они не имеют права выплачивать штрафы, предусмотренные налоговым кодексом за счет имущества того лица, которое признанно недееспособным либо безвестно отсутствующим.
Приостановка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующим или недееспособным лицом
Нехватка денежных средств физического лица, которое судом было признано безвестно отсутствующим, либо недееспособным для того, чтобы исполнить обязанность по выплате налогов и сборов, в том числе пени и штрафов дает основания налоговому органу приостановить исполнение указанных обязанностей, путем вынесения соответствующего решения.
Исходя из понимания законодательных норм, которые применяются при вынесении решения о лишении дееспособности лица - это не безвозвратно. Когда отпадают основания, в силу которых лицо было признано недееспособным, суд выносит решение о дееспособности лица. Такое решение будет основанием для отмены установленной опеки над ним.
В то же время, явка лица, которое было признано безвестно отсутствующим, либо обнаружение место его пребывания, является основанием для отмены решение суда. И, как следствие, отменяется и управление имуществом такого лица.
Вышеуказанные действия являются юридически значимыми для отмены приостановления исполнения обязанности по выплате налогов и сборов, и такая обязанность возобновляется с момента принятия указанного решения.
Права и обязанности безвестно отсутствующего или недееспособного лица
Законодательство России определяет понятие полной, а также частичной дееспособности, либо недееспособности лиц. Это направлено на присвоение гражданину соответствующих прав и обязанностей.
Те лица, на которые в соответствии с положениями статьи 51 НК РФ возложены обязанности касаемо уплаты налогов и сборов физ. лиц (недееспособных, либо безвестно отсутствующих), пользуются предусмотренными налоговым кодексом всеми правами и исполняют (несут) обязанности, установленные для налогоплательщиков, а также плательщиков сборов.
Вышеуказанные права и обязанности определяются с учетом особенностей, которая предусмотрены данной нормой права (ст. 51 НК России).