Понятие и особенности налоговых отношений
Под налоговыми правоотношениями в законодательстве принято традиционно понимать все отношения, которые возникают между лицами в налоговой сфере или подчиняются нормам Налогового Кодекса, иных нормативно-правовых актов.
Согласно статье 2 Налогового Кодекса, налоговые отношения, возникающие между участниками, носят властный характер. Именно налоговое законодательство регулирует такие важные вопросы, как:
- установление размера налоговой выплаты;
- процесс взимания;
- процесс перевода полученных со сборов средств в бюджет;
- контроль в налоговой сфере;
- спорные моменты в отношения налоговой сферы.
Как и у любых других правоотношений, у данных есть свои особенности и нюансы, которые учитываются при внесении поправок в законодательстве. К основным особенностям относятся:
- отношение к имущественному праву. Налоговые правоотношения, так или иначе, относятся к вещному праву, поскольку налогом облагается не только имущество, но и процедуры по его передаче другому лицу на правах собственности;
- отношение к государственному бюджету. Налоговые правоотношения возникают в результате взаимодействия государства и организаций (муниципальных образований), которые выступают посредником между налогоплательщиком (следует понимать и как физическое лицо, и как юридическое) и государственным бюджетом;
- властный характер отношений. Одна из сторон налоговых правоотношений – это банк или другая организация, проводящая средства налогоплательщика в государственный бюджет, а вторая – плательщик. При этом обе стороны друг другу не подчиняются, хотя и взаимодействуют в рамках налогового законодательства.
Таможенные сборы, их размер, взимание и взыскание, отношения, которые возникают в таможенной сфере, не относятся к налоговым правоотношениям и не подведомственны налоговому праву, за исключением тех случаев, которые предусмотрены в Налоговом Кодексе.
Участники отношений и их взаимодействие
Одной стороной в налоговых правоотношениях всегда является государство, которое представляет или налоговый орган, или таможенная структура, или муниципалитет – любое лицо (следует понимать, как организация). Другой стороной выступает налогоплательщик, которым может быть как частное (физическое) лицо, так и организация (юридическое лицо), а так же индивидуальный предприниматель.
Согласно статье 9 Налогового Кодекса, предусмотрен и такой участник налоговых правоотношений, как налоговый агент.
Это может быть любое лицо/организация, которое наделено законодательством правом взимать, перечислять и изыскивать сборы и налоги в пользу государственного бюджета. У налогового агента есть свои обязанности, которые четко прописаны в статье 24 Налогового Кодекса. В частности:
- оповещать налоговый орган, к которому относится, об отсутствии возможности взыскать с плательщика необходимой суммы сбора или налога, а также о размере задолженности. Законодательством предусмотрен срок в один календарный месяц. Исчисляется он с того момента, когда налоговому агенту стало известно о факте невозможности изыскания;
- учитывать все налоговые движения средств подведомственных плательщиков. В том числе и того, сколько было начислено к уплате средств, и того, сколько фактически их было начислено в государственный бюджет;
- хранить документы, в которых отображены налоговые движения плательщиков. Законодательством предусмотрен срок в четыре года. На протяжении всего этого срока налоговый агент обязан обеспечивать сохранность всей документации.
Существующие виды отношений в налоговой сфере
Согласно статье 12 Налогового Кодекса, существует несколько больших категорий в сфере налоговых правоотношений:
- федерального уровня;
- регионального уровня;
- местного уровня.
Средства, которые подлежат сбору с налогоплательщиков, федерального уровня устанавливаются на всей территории государства, независимо от территориальной предрасположенности. В качестве примера можно привести налог на доход физического лица, размер которого установлен в 13%.
Региональный уровень подразумевает установление размера средств, взимаемых с налогоплательщиков, определенного региона.
В качестве примера можно привести транспортный налог, сумма которого в каждом регионе устанавливается самостоятельно, на основе определенных факторов.
Местный уровень подразумевает установление размера средств, которые будут взиматься с плательщиков налогов и сборов в конкретном населенном пункте или округе. В качестве примера можно привести земельный налог, который определяется не в целом регионе, а в отдельном его округе. Так, земельный налог в городе может оказаться выше, чем в городском округе (за чертой города).
Согласно статье 12 Налогового Кодекса, устанавливаемые налоги, а так же сборы с плательщиков, не могут устанавливаться в разрез законодательству, независимо от категории налога. Так, если законодательством не предусмотрено взимание средств в пользу государства за покупку домашнего животного, то ни на местном, ни на федеральном, ни на региональном уровне такой налог не может быть установлен.
Установление, взимание, введение налоговых сборов и налогов
Налог или сбор считается установленным и подлежащим взиманию только при определенных условиях. Согласно статье 17 Налогового Кодекса, к таким условиям относят:
- наличие установленного периода для обложения налогом;
- наличие установленного объекта для налога или сбора;
- определенная ставка, которая действует весь период;
- существует и определен период для уплаты сбора или налога;
- определена налоговая база, относительно которой будут вестись расчеты.
Законодательством предусмотрено добровольное и своевременное внесение налоговых средств плательщиком. Однако получается так далеко не всегда. В этом случае взимание сборов и налогов осуществляется уполномоченными лицами, которые не только взыскивает необходимую для уплаты задолженности сумму, но и дополнительно взимают еще и штрафные средства, если это предусмотрено законодательством. Именуются такие средства – пенями.
Введение налоговых сборов зависит от того, к какой категории относится сбор или налог.
Если он установлен на федеральном уровне, то вводится сбор на уровне всей федерации путем внесения поправок в действующее законодательство (в частности – в Налоговый кодекс). Если сбор предусмотрен на региональном уровне, то его введение осуществляется путем составления соответствующего нормативно-правового акта, обязательного к исполнению. Аналогичная ситуация с местными налогами и сборами. При этом новый налог не может противоречить действующему Налоговому кодексу. Если вид налога в кодексе не предусмотрен, то на региональном и местном уровне он введен быть не может.
Налоговый контроль
Главная функция контроля в налоговой сфере – это проверка на исполнение законодательных норм всех участников налоговых правоотношений. В том числе и своевременная уплата налогов или сборов в пользу государства со стороны плательщиков, а так же исполнительность налоговых агентов.
Уполномоченные лица от организаций, которые установлены в качестве налоговых контролеров, вправе проводить проверки и осуществлять мониторинг за исполнением законодательства. Более того контроль может носить как публичный, так и тайный характер. Налоговый орган, осуществляющий контроль, может проводить как плановые проверки, так и внеплановые на свое усмотрение. В том числе с выездом к плательщику для проверки достоверности данных. Чаще всего это касается организаций, которые используют имущество для получения прибыли, что облагается отдельным налогом.
Отношения, возникающие в результате налогового контроля, так же являются налоговыми правоотношениями. Законодательством предусмотрено использование и хранение только той информации, и тех данных, которые были получены уполномоченными организациями законным путем, предусмотренным Налоговым кодексом и соответствующими нормативно-правовыми актами. Все, что не попадает под ведомство Кодекса и нормативных актов, считается недостоверной и незаконной информацией, использование которой запрещено, равно как и распространение.