Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 229-84-53
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта

Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта

Эти особенности отражены в налоговом законодательстве.


Предмет выездной налоговой проверки налогоплательщика – участника регионального инвестиционного проекта

Ст. 89 НК предусматривает порядок осуществления выездной проверки налогоплательщиков. Эти нормы девствуют со времен принятия основного налогового документа страны. С тех пор законодательство существенно изменилось.

В частности, появились новые категории налогоплательщиков. Примером является включение в их состав участника регионального инвестиционного проекта.

Особый статус такого налогоплательщика обусловливает ряд особенностей, которые предусматривает выездная налоговая проверка, проводимая в отношении его деятельности.

Нормы, регулирующие соответствующие аспекты, установлены в ст. 89.2 НК.

Правила, определяющие предмет проверки в отношении участника регионального инвестиционного проекта определены в ч. 4 ст. 89 и ч. 1, 2 ст. 89.2 НК.

Общие нормы предусматривают осуществление контрольных мероприятий по уплате всех установленных для этого налогоплательщика обязательных платежей в бюджет. Налоговая инспекция, как правило, может изучать исполнение обязанности проверяемым за 3 календарных года, предшествующих дате проведения.

Если основанием проведения контроля является уточненная налоговая отчетность, то его предмет ограничивается периодом, который охватывает соответствующая декларация или расчет.

Существуют и специальные правила, касающиеся этой категории налогоплательщиков. Речь идет об анализе соответствия фактических финансово-экономических показателей РИП тем требованиям, которые для них устанавливает закон.

Последним предусматриваются обязательные капитальные вложения в размере 50-ти миллионов рублей за 3 года и 500 – за 5 лет. Кроме того, закон позволяет считать таковыми не все произведенные затраты.

Если параметры РИП предполагают осуществление инвестиций на протяжении 5-ти лет, то период, охватываемый проверкой могут входить 5 календарных лет, предшествующих дате вынесения решения о ее организации.

В ходе выездных мероприятий, налоговики будут изучать 2 вопроса:

  • количественные показатели, соответствующие минимальным инвестиционным требованиям;
  • качественные показатели, относящиеся к составу закупаемого имущества и отсутствию в его составе средств, которые не должны приниматься в расчет при оценке размеров вложений в проект.

Налоговая инспекция может осуществить такие мероприятия и в отношении организаций, которые прекратили статус участника РИП.

 

Значение особого предмета проверки

Реализация региональных инвестиционных проектов предполагает получение значительных налоговых льгот их участниками.

Вопрос о соблюдении ими условий, распространяющихся на эту категорию налогоплательщиков, прямо связан с обоснованностью применения льготных налоговых ставок.

Выявленные нарушения влекут изменение статуса таких компаний и применение к ним обычных правил, касающихся налогообложения.

 

Проведение выездной налоговой проверки налогоплательщика – участника регионального инвестиционного проекта

Порядок проведения этой формы налогового контроля определен в ст. 89 НК.

Проверку предваряет решение о ее организации. Его вправе принять лицо в должности не ниже заместителя налоговой инспекции, осуществляющей администрирование соответствующего налогоплательщика. Его форма утверждена приказом ФНС. Закон предъявляет следующие требования к его содержанию:

  • обязательность указания как полного, так и сокращенного наименования проверяемой компании;
  • указание предмета проводимой проверки;
  • налоговые периоды, подлежащие контролю;
  • ФИО должностных лиц инспекции, осуществляющих проверку.

 

Сроки проведения

Стандартный временной отрезок для осуществления этих мероприятий не может превышать 2-х месяцев. Однако закон предусматривает возможность продлить их до 4-х месяцев. Если имеются особые обстоятельства, то период может пролонгироваться до полугода.

Примерный перечень оснований для продления содержится в приказе ФНС. В их число входят поучение имеющей значение информации от правоохранительных органов, наличие большого числа филиалов и другие причины.

Список носит открытый характер. Веским основанием может быть признано большое количество документов, подлежащих анализу. В случае с участником РИП, существует вероятность продления в связи 5-летним периодом, являющимся предметом проверки.

Течение срока начинается с даты вынесения решения о ее проведении. Он завершает исчисляться в момент оформления справки о ее окончании.

Закон предусматривает возможность приостановления контрольных мероприятий. Соответствующие основания ограничиваются проведением экспертиз, запросом документов у контрагентов, получением данных от иностранных органов госвласти, а также необходимостью осуществить перевод иностранной документации.

Действующие нормы не допускают приостановления проверки более 1-го раза при запросе у 1-го лица. Общий период приостановления не может быть свыше полугода.

Исключение составляют случаи, когда долго не удается получить данные из зарубежных источников.

В этой ситуации к сроку приостановления не может добавляться более 3-х месяцев.

 

Этапы проверки

Первой стадией является вынесение решения. Только после его оформления сотрудники инспекции вправе начать мероприятия.

Далее следует осуществление непосредственных действий, связанных с этой формой контроля. Ответственные сотрудники изучают всю документацию, относящуюся к предмету проверки и представленную налогоплательщиком. При необходимости, опрашиваются свидетели.

Результатом становится установление фактов нарушений либо правомерности действий проверяемого. Данную стадию завершает составление справки об окончании.

По итогам выездных проверок обязательно составление акта. В нем указываются результаты проведенных контрольных действий в отношении всех элементов их предмета. Если обнаруживаются нарушения, то налоговая инспекция инициирует процедуру привлечения участника РИП к ответственности.

 

Права и обязанности налогоплательщика – участника регионального инвестиционного проекта

Состав прав участников РИП идентичен возможностям любого проверяемого лица. Речь идет о праве давать пояснения, представлять возражения и обжаловать неправомерные действия всего состава проверяющих лиц.

Это же касается и обязанностей. В их число входит обеспечение проверяющих помещением, предоставление им свободного доступа, а также передача необходимой документации по запросам инспекторов.

Поскольку контроль в отношении участников РИП может охватывать 5-летний период, ст. 89.2 НК устанавливает обязанности по сохранению соответствующей документации по проекту на протяжении 6-ти лет.

Если такой налогоплательщик применяет специально установленные ставки по налогу на прибыль, то он должен сохранять всю сопутствующую бухгалтерскую документацию за все периоды, на протяжении которых применялся льготный режим уплаты этих обязательных платежей.

Вопрос-ответ

Также вам будут полезны следующие статьи

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.