Законом четко установлено, ЧТО является жилым помещением. В ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилыми признаются:
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждены основные требования, предъявляемые к жилым помещениям.
Так, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием, а также в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
Имеются требования к несущим и ограждающим конструкциям помещений.
Также жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Иногда проще переделать статус отдельно стоящего объекта в жилое помещение, нежели добиться то же самого в МКД. Для этого достаточно сделать в нем окна, двери, провести инженерные коммуникации.
При таком переводе больше затруднений вызывает техническая сторона вопроса. Например, как ангар переделать под жилой дом? То же и с помещением в МКД. В подавляющем большинстве случаев потребуется его переустройство. А вот документальная часть, наоборот, проще. Достаточно собрать нужный пакет документов.
Перечень документов для процедуры перевода установлен единый как в сторону перевода из жилого в нежилое, так и обратно (см. ст. 23 ЖК РФ). Владельцу необходимо представить в орган местного самоуправления (именно он осуществляет перевод помещений).
Заявитель вправе не представлять документы, отмеченные курсивом, если они уже когда-то были представлены в Росреестр. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Это полный перечень документов для осуществления перевода. Исходя из конкретной ситуации, какие-то документы могут и не понадобиться. Например, если речь не идет о переводе помещения в МКД, то документы из перечня, относящиеся к МКД, вам будут не нужны.
Указанные в п. 6 и 7 перечня согласия соседей также не потребуются, если речь идет о переводе нежилого отдельного помещения на первых этажах. Это следует из корреспонденции требований ст. 23 и п. 2 ст. 44 ЖК РФ. Дело в том, что к компетенции общего собрания собственников относится лишь принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение (пп. 4.5 п. 2 ст. 44 ЖК РФ), о реконструкции и перепланировке помещений, входящих в состав общего имущества МКД (пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК). Согласие потребуется, если вы решите перевести в статус жилого часть общей лестничной клетки в подъезде или иных площадей общего имущества дома.
Вообще больше никаких документов требовать от вас уполномоченный орган не вправе. Но на деле процесс начинает «пробуксовывать» на этапе рассмотрения именно из-за недостаточности информации. Рекомендуется все же выяснить, в чем препятствия для принятия решения. Возможно, нужный документ у вас и так уже есть. Но вы его не приложили, так как он не вошел в перечень обязательных для представления бумаг.
Многие подъезды современных домов устроены таким образом, что непосредственно перед входной дверью образуется небольшой тамбур, которые многие огораживают для хранения колясок, велосипедов.
Если вы захотели узаконить владение тамбуром, знайте: это чрезвычайно сложно. Дело в том, что эти полтора метра – общее имущество дома. И, соответственно, необходимо будет получить согласие жильцов.
Причем вам потребуется 100% согласие всех. В противном случае лучше все оставить как есть. То есть пусть подъезд будет подъездом.
Документы подаются либо через МФЦ, либо непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений.
Для принятия решения законом установлен 45-дневный срок, плюс три рабочих дня для выдачи или направления заявителю документа, подтверждающего принятие решения о переводе.
В самом решении органа самоуправления, осуществляющего перевод, должно содержаться требование о проведении переустройства или перепланировки, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Если такого требования нет – само решение и будет основанием для регистрации помещения в новом статусе.
Если такое требование есть – решение будет основанием для начала переустройства. По его окончании пригласите комиссию для подписания Акта приемочной комиссии. И уже в этим Актом можно будет завершить оформление перевода нежилого помещения в жилое.
После перепланировки нужно будет составить техплан изменившегося помещения. Это делает кадастровый инженер. Такие планы теперь непосредственно подгружаются в электронной форме с электронной подписью самого инженера в данные Росреестра. Обычно план приносится вместе с документами на диске, флэшке, либо иным способом (иногда разрешают прислать по электронной почте непосредственно в момент сдачи всего пакета).
Поскольку речь идет о переводе, то такой план сначала предоставляется в орган самоуправления, осуществляющий перевод помещений. А затем он сам передает информацию в Росреестр.
Соответствующую выписку с новыми данными (статусом) помещения вы сможете получить через 20 рабочих дней через МФЦ (15 дней занимает технические процесс, 5 дано на уведомление владельца).
Процедура перевода нежилого помещения в жилое проще, чем обратный процесс, но все же требует много усилий. Для исключения риска отказа в переводе рекомендуем воспользоваться услугами специалистов. В юридической группе МИП работают юристы, специализирующиеся в жилищной сфере. Их опыт и знание «подводных камней» процедуры, несомненно, облегчат вам достижение поставленной цели.