Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц - Лидеры рейтингов » Аналитика » Полезные статьи и обзоры судебной практики » Административно- правовая защита бизнеса » Обзор судебной практики: ФЗ «О техническом регулировании»

Обзор судебной практики: ФЗ «О техническом регулировании» в Москве


Законодателем в соответствующих нормативных актах (основными источником права здесь выступает ФЗ «О техническом регулировании») подробно рассмотрен институт технического регулирования, который состоит из трех подсистем:

- технических регламентов;

- стандартизации;

- оценки соответствия.

Главная цель принятия соответствующих правовых документов (в том числе и упомянутого ФЗ) – защита публично-правовых и частноправовых интересов. Одно из наиболее действенных средств для достижения цели – государственный контроль, осуществляемый уполномоченными структурами.

Проверке подлежат соблюдение технических регламентов, другие позиции. К нарушителям применяются предусмотренные Законом санкции.

Обзор судебной практики целесообразно произвести на основании имеющихся прецедентов – ими, в большинстве случаев, выступают дела, связанные с применением к нарушителям санкций статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях.

Следует отметить, что отечественные суды нередко допускают ошибки правового характера при квалификации действий виновных лиц, результатом чего становится принятие необоснованных решений.

Например, рассматривая дело о реализации пищевых продуктов, произведенной с нарушением обязательных санитарно-гигиенических норм, Арбитражный суд ошибочно квалифицировал действия ответчика по признакам части 1 статьи 14.43 КоАП. Решение суда первой инстанции было отменено вышестоящим судом.

Кратко рассмотрим фабулу – с точки зрения суда апелляционной инстанции.

Управление ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей обратилось в Арбитражный суд с заявлением, содержащим требование о привлечении к административной ответственности – в порядке части 1 статьи 14.43 КоАП – индивидуального предпринимателя, который осуществлял реализацию пищевых продуктов с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.

Определением Апелляционного арбитражного суда производство по делу было прекращено по следующим основаниям:

- санитарные нормы, прописанные в СП 2.3.6.1066-01, не относятся к отношениям, регулируемым ФЗ «О техническом регулировании», т.е. не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП;

- в силу требований, установленных ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», под одноименным благополучием населения понимается состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания;

- санитарные правила представляют собой систему нормативных актов, в которых установлены критерии безопасности и/или  безвредности для населения факторов среды обитания;

- административная ответственность за нарушение санитарных правил, неисполнение обязательств по обеспечению санитарно-гигиенических мероприятий прописана в статье 6.3 КоАП;

- объектом посягательства являются общественные отношения в области охраны здоровья, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия людей.

Следовательно, использованное истцом формулировка неверна – вменяемое деяние охвачено объективной стороной статьи 6.3 КоАП (а не 14.43).

Как уже говорилось, подобные ошибки при квалификации действий виновных лиц нередки в судебной практике. Высшим Арбитражным судом рекомендовано нижестоящим судам досконально проанализировать и изучить имеющиеся прецеденты – во избежание случаев неверной квалификации подведомственных деяний.

Приведенный пример свидетельствует о недостаточной правовой квалификации некоторых судебных инстанций.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Новый ресурс

Относятся ли содержание ГОСТов к обязательным требованиям, и могут ли привлечь за несоблюдение пунктов ГОСТа к административной ответственности за нарушения технических регламентов?

Зарина25.07.2021 02:52

Да, относится.

Статья 19.19 КоАП РФ. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений Новая редакция Ст. 19.19 КоАП РФ 1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 2. Установление должностными лицами, осуществляющими государственный метрологический надзор, требований, не соответствующих законодательству об обеспечении единства измерений в части испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 3. Нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об отнесении технических средств к средствам измерений, об утверждении типа стандартных образцов и (или) типа средств измерений либо нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по аккредитации в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Комментарий к Статье 19.19 КоАП РФ 1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора в сфере обеспечения требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и единства измерений. 2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.19, выражается в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в уклонении от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора. Критерии и правила стандартизации регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Нормативно-правовое регулирование в данной сфере также осуществляет Министерство промышленности и энергетики РФ. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 комментируемого Кодекса, образуют самостоятельные составы административных правонарушений. 3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.19, выражается: - в реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствии которым она сертифицирована; - в реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция; - в недоведении вышеуказанных сведений до потребителя (покупателя, заказчика); - в представлении недостоверных результатов испытаний продукции; - в необоснованной выдаче сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" устанавливает Перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации. Нарушение правил обязательной сертификации, предусмотренное статьей 13.6, частью 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4 и 20.14 комментируемого Кодекса, образует самостоятельные составы административных правонарушений. 4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 19.19, состоит: - в нарушении правил поверки средств измерений, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле; - в выпуске, продаже, прокате или применении средств измерений, типы которых не утверждены; - в применении неповеренных средств измерений. Правила обеспечения единства измерений регламентируются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений". 5. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.19, выступают должностные лица, юридические лица. 6. С субъективной стороны правонарушения совершаются умышленно. 7. Правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 19.19, рассматривают мировые судьи и судьи арбитражных судов, частью 3 - главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, его заместители; главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, их заместители. Правонарушения, предусмотренные статьей 19.19, рассматриваются должностными лицами органов российской транспортной инспекции в части промышленного железнодорожного транспорта, не входящего в систему федерального железнодорожного транспорта. 8. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.19, уполномочены должностные лица органов внутренних дел; частями 1 и 2 статьи 19.19 - должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора, должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации; частью 1 - должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-2/gl-19/st-19-19-koap-rf

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна25.07.2021 22:30