Описание проблемы:
Гражданин (Клиент) приобрел автомобиль для личного пользования в Кыргызстане. Автомобиль стоял на учете на гражданине Кыргызстана. Автомобиль осняли с учета в ГИБДД с Клиента, и он приехал на автомобиле Москву.
29 октября 2023 года вступили в силу поправки по утилизационному сбору, согласно которым купив автомобиль за 1,7 млн рублей, Клиент обязан оплатить 1,3 млн рублей утилизационного сбор, без оплаты которого автомобиль невозможно будет поставить на учет в ГИБДД.
В большинстве случаев уплачивать утилизационный сбор самостоятельно не придется – его уплачивает производитель либо импортер авто в РФ (автодилер)
Однако, при самостоятельном приобретении автомобиля за рубежом, потребуется уплатить утилизационный сбор самому покупателю.
И в последнее время все чаще встречаются жалобы граждан на утильсбор, – уполномоченными органами выставляются требования о его уплате в огромных размерах.
Далеко не всегда размер выставляемого сбора соответствует закону.
Кроме того, особо актуальны жалобы на новый размер утильсбора, так как с 29 октября 2023 года ужесточились требования для того, чтобы автомобиль признавался ввозимым для личного пользования.
Как показывает практика, суды очень часто уменьшают размер утилизационного сбора по той причине, что таможенный или налоговый орган неправильно считает его размер. Это является основным правовым основанием для уменьшения утилизационного сбора.
При обращении к профессиональным юристам имеется положительная практика снижения размера утилизационного сбора.
Что такое утилизационный сбор?
Утилизационный сбор или, как его еще называют, утильсбор – это сбор, который взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств (ст.24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Впоследствии сбор направляется на компенсацию затрат организаций, занимающихся утилизацией старых автомобилей.
Сбор взимается за каждое колесное транспортное средство самоходную машину, прицеп, ввозимые в РФ, либо изготовленные в РФ.
Изображение от Freepik
Виды и категории транспортных средств, за которые уплачивается утилизационный сбор, установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81.
ВАЖНО! Утилизационный сбор не уплачивается на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до 01.09.2012 (ст.3 Закона о внесении изменений в закон об отходах производства и потребления).
В зависимости от того, было ввезено транспортное средство на территорию РФ или произведено на ее территории, сбор взимает либо Федеральная таможенная служба, либо Федеральная налоговая служба.
Плательщики утилизационного сбора
Плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в РФ;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории РФ;
- приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, незаконно не уплативших утилизационный сбор, или освобожденных от уплаты утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, которые были освобождены от уплаты утилизационного сбора и впоследствии помещены под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
ВАЖНО! Таким образом, каждый гражданин, который самостоятельно приобрел автомобиль за рубежом, должен заплатить за него утилизационный сбор в РФ.
Освобождение от утилизационного сбора
От уплаты утилизационного сбора освобождаются следующие лица:
- беженцы, вынужденные переселенцы или участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляющие ввоз автомобиля как личного имущества;
- дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, пользующиеся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права, а также их сотрудники и члены их семей.
Кроме того, утилизационный сбор не взимается в отношении транспортных средств:
- с года выпуска которых прошло 30 и более лет, не используемые в коммерческих целях, имеющие оригинальный двигатель, кузов и раму, и которые сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291;
- с даты выпуска которых прошло менее 3-х лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, указанные в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, за исключением транспортных средств международной перевозки;
- которые ввозятся в РФ и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- транспортные средства, паспорта которых выданы до 01.09.2012.
Размер утилизационного сбора
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты по его утилизации, в том числе:
- вид двигателя транспортного средства (электродвигатель, гибрид, бензиновый и т.п.);
- рабочий объем двигателя;
- ввозится транспортное средство физическим лицом для личного пользования или нет;
- категории проходимости транспортного средства.
Утилизационный сбор = Базовая ставка транспортного средства x Коэффициент.
Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/car-model-calculator-and-coins-on-white-table_1192516.htm
Изображение от xb100 на Freepik
На практике расчет вызывает достаточно много трудностей, так как размер коэффициентов и базовой ставки зависит не только от технических характеристик автомобиля, но и целей его ввоза, которую необходимо подтвердить. Объем нормативного регулирования данного вопроса при этом достаточно большой.
Так, для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, установлены наиболее лояльные размеры утилизационного сбора.
Например, для легковых автомобилей для личного пользования, имеющих, помимо места водителя, не более 8-ми мест для сидения, установлен следующий коэффициент:
- 0,17 для новых автомобилей, и 0,26 для автомобилей старше 3-х лет;
- для автомобилей с двигателем от 3 до 3,5 тысяч куб. сантиметров – 48,5 для новых автомобилей, и 74,25 для автомобилей старше 3-х лет;
- для автомобилей с двигателем от 3,5 тысяч куб. сантиметров – 61,76 для новых автомобилей, и 81,19 для автомобилей старше 3-х лет (п.3 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291).
Базовая ставка для таких автомобилей составляет 20 000 рублей.
Изменения размера утильсбора с 29 октября 2023
В последнее время по поводу размера выставляемого утильсбора часто встречаются жалобы на Постановление Правительства РФ, которым внесены изменения с 29 октября 2023 г.
Сам размер сбора не изменился, однако, изменились требования для того, чтобы автомобиль был признан ввозимым для личного пользования.
ВАЖНО! С 29 октября 2023 года для признания автомобиля ввозимым для личного пользования он должен быть ввезен после 01 августа 2023 года, а также необходимо соблюсти определенную процедуру при его ввозе и оформлении, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291.
В частности, теперь требуется:
- указать в расчете, что автомобиль предзначен для личного пользования;
- зарегистрировать автомобиль на плательщика сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
- осуществлять ввоз без помещения под таможенные процедуры, за исключением таможенного транзита .
Если требования к оформлению автомобиля не соблюсти – утилизационный сбор насчитают как за автомобиль не для личного пользования.
Кроме того, если слишком быстро продать автомобиль, размер утилизационного сбора тоже пересчитают.
ВАЖНО! С 29 октября 2023 года согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2023 N 1722 при отчуждении автомобиля, ввезенного для личного пользования, в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера, сумма утилизационного сбора будет пересчитана таможенным органом.
В этом случае придется доплатить утилизационный сбор до размера, предусмотренного для транспортного средства, ввезенного не для личного пользования (п.5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291).
При несогласии с размером выставляемого уполномоченным органом утильсбора можно подать в суд для обжалования соответствующего решения.
Оплата утилизационного сбора
ВАЖНО! Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно.
Процедура оплаты выглядит примерно следующим образом:
- расчет плательщиком утилизационного сбора и его оплата;
- представление в уполномоченные органы документов, предусмотренных соответствующим Постановлением Правительства РФ, одновременно с подачей таможенной декларации для подтверждения правильности исчисления сбора;
- проверка органом правильности исчисления утилизационного сбора и его оплаты;
- в случае неправильного исчисления или неоплаты сбора – возврат документов с указанием причин отказа;
- проставление на ПТС отметки об уплате утилизационного сбора, а также выдача таможенным органом таможенного приходного ордера.
Ответственность за утилизационный сбор
В случае неоплаты утилизационного сбора начисляется пеня в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки, но не более размера самого сбора.
ВАЖНО! В течение следующих 3-х лет после ввоза автомобиля или уплаты сбора таможенный орган может потребовать доплатить сбор, а также начислить пени за просрочку уплаты, при установления факта неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора.
В случае неоплаты в течение 20 календарных дней с момента получения уведомления о необходимости доплаты, сбор может быть взыскан таможенным органом в судебном порядке.
При этом отчуждение транспортного средства не освобождает от обязанности по уплате утилизационного сбора.
В связи с этим при покупке автомобиля рекомендуется обращать внимание на графу «Особые отметки» в ПТС, в которой должна стоять отметка об уплате утилизационного сбора.
При отсутствии такой отметки таможенные органы могут взыскать утилизационный сбор и пени за его неуплату с покупателя солидарно с лицом, осуществившим ввоз автомобиля (п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019), утв. 25.12.2019).
А при наличии отметки об освобождении от уплаты сбора покупателю придется заплатить его самостоятельно.
Что делать при несогласии с размером утилизационного сбора?
Необходимо проверить расчет размера утилизационного сбора в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ.
Обжаловать решение органа о возврате документов, подтверждающих правильность исчисления сбора, о начислении или доначислении утилизационного сбора в судебном порядке.
Самостоятельное обжалование размера утильсбора в суде – достаточно трудоемкий и долгий процесс, кроме того, законом предусмотрены сжатые сроки обжалования решений органов, поэтому рекомендуется обратиться за помощью к профессиональным юристам для успешного исхода дела.
Имеется достаточно обширная положительная судебная практика уменьшения размера утилизационного сбора (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.12.2021 по делу N А40-240242/2020, от 05.10.2021 по делу N А40-16469/2021, Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2021 N 88-30104/2021 и т.д.)
Так, например, были случаи, когда Федеральная таможенная служба выставляла утилизационный сбор в размере 1 000 000 руб., а после успешного ведения дела юристом в суде размер снизили до 50 000 рублей.