Основные услуги при обжаловании действий работодателя, который препятствует работе, оспаривании увольнения за вынужденный прогул по вине работодателя

Ознакомимся с документами, определим законность действий работодателя, увольнения

Подготовим документы

Поможем подготовить документы для оспаривания увольнения, подготовим и направим жалобы в уполномоченные органы

Подготовим иск о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, обжалуем приказ об увольнении, взыщем компенсацию и моральный вред

Неоспоримые преимущества

Вынужденный прогул по вине работодателя
Сердобинцева Е.Ю. - юрист высшей категории МИП

Актуальность проблемы:

Работодатель препятствует осуществлению трудовых функций.

Работник был переведен на удаленный формат работы на основании дополнительного соглашения к договору в связи с распространением коронавирусной инфекции.

После им было получено уведомление об отмене удаленного режима работы и о необходимости явки на работу в офис. Причем офис поменялся, и о новом адресе работнику не было сообщено.

Пропуск работника в офис был заблокирован и в течение нескольких дней он не мог попасть на работу.

Потом пропуск разблокировали, но рабочее место не предоставили.

После рабочее место предоставили, однако был заблокирован доступ к учетной записи в программе, необходимой для работы.

Перечень оснований для увольнения по инициативе работодателя исчерпывающий, поэтому некоторые работодатели начинают всячески препятствовать работнику в выполнении им своих трудовых функций, возможно, надеясь, что он сам уволиться или же получится уволить его за прогул.

Такие действия работодателя не являются законными.

*Источник: https://ru.freepik.com/free-photo/busy-businesswoman-working-at-home-h

Изображение от gpointstudio на Freepik

Обязанность работодателя предоставить рабочее место

Работодатель должен:

• обеспечить каждому работнику рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
  • информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах;
  • предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором,
  • обеспечивать работников средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей (ст.22 и ст.216 Трудового кодекса).

Если работодатель не выполняет свои обязанности, не выделяет рабочее место, препятствует работе, он нарушает требования трудового законодательства.

Могут ли уволить за прогул, если работодатель препятствует выходу на работу?

Увольнение в такой ситуации является незаконным.

Так, в рассматриваемой ситуации сотрудник сначала отсутствовал на работе, так как не был извещен об изменении рабочего места.

Работник не имеет реальной возможности находиться на рабочем месте, если не знает о его расположении. Поэтому работник должен быть извещен об изменении рабочего места.

Более того, если трудовой договор содержит условие о конкретном рабочем месте, то изменение этого условия допускается только с письменного согласия работника (п. 1 ст. 72.1 Трудового кодекса).

Поэтому причина отсутствия на работе является уважительной.

После чего работник отсутствовал на рабочем месте, так как был заблокирован его пропуск.

При таких обстоятельствах отсутствие на работе тоже не может считаться прогулом, так как работодатель создал препятствия работнику для доступа к рабочему месту и осуществления трудовых обязанностей.

Препятствия для доступа к рабочему месту могут выражаться в следующих действиях:

• блокировка пропуска для доступа в здание или помещение, в котором находится рабочее место;
  • сотрудники охраны не пропускают работника по приказу работодателя;
  • блокировка электронного пропуска для доступа в программу, в которой осуществляется работа;
  • работодатель не сообщил об изменении кода замка на входной двери.

Работник в таком случае отсутствует на работе по уважительной причине.

Могут ли понизить или отказать в выплате зарплаты, если работодатель препятствует выходу на работу?

В таких случаях работодатель не имеет права понизить или не выплатить работнику зарплату.

ВАЖНО! При неисполнении должностных обязанностей по вине работодателя, работодатель обязан производить оплату труда в размере не ниже средней заработной платы (ст. 155 Трудового кодекса).

Что делать, если работодатель препятствует выходу на работу?

Направить работодателю заявление с требованием о предоставлении рабочего места, доступа к учетной записи или устранении иных препятствий для работы.

Если работодатель не выполняет свои обязанности, не выделяет рабочее место, препятствует работе, в первую очередь необходимо зафиксировать данные факты путем направления заявления, чтобы потом была возможность использовать их в споре с работодателем.

Взыскать с работодателя моральный вред за ненадлежащее исполнение им своих обязательств.

Обратиться с жалобой на действия работодателя в трудовую инспекцию и прокуратуру.

В случае увольнения работника – обратиться в суд с требованием о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Срок для обращения в суд составляет 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении (ст.392 Трудового кодекса).

Полезные статьи трудовым спорам
Восстановление на работе при увольнении по п.5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса (за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей)
Обсуждение вопросов по трудовым спорам