Ст. 25 ЗК РФ четко регламентирует основания возникновения прав на землю, которые базируются на действующих нормах государственных и федеральных законов.
Все без исключения сделки с земельными наделами должны быть официально оформлены, иными словами, зарегистрированы уполномоченными на то органами.
Земельные наделы могут быть предоставлены в пользование как физическим, так и юридическим лицам на территориях РФ, кроме тех наделов, которые запрещены к передаче в частную собственность, согласно российскому законодательству.
Виды оснований прав на землю
На сегодняшний день гражданским законодательством предусмотрено несколько ключевых оснований для возникновения права на земельный участок. Классификация позволяет вывести следующие виды:
- право собственности (в данном случае речь идет как о частной, так и о государственной, муниципальной);
- право бессрочного использования земельным участком;
- право пожизненного наследования надела;
- безвозмездное срочное пользование;
- сервитут.
Если с правом собственности все предельно ясно, то остальные виды оснований требуют более подробного разъяснения.
- Право бессрочного использования земельного участка возникает на основании решений, уполномоченных на то органов на муниципальном или государственном уровне. Подобное право доступно только государственным учреждениям и организациям, а также органам государственной и муниципальной власти.
- Право пожизненного наследования имеют только граждане РФ, то есть физические лица. Причем в данном случае следует пояснить: законодательный порядок устанавливает, что таковым правом наделяются только те субъекты правовых отношений, которые стали обладателем земельного участка по данному основанию до введения на территории РФ Земельного кодекса. В современной России выдел земельной территории сельскохозяйственного, бытового или строительного назначения не допускается законом с учетом данного основания.
- Правом безвозмездного срочного пользования наделяются как физические лица, так и юридические лица, организации религиозного характера, а также органы государственной и муниципальной власти. При этом в качестве наймодателя могут выступать как государство, муниципалитет, так и юридические или физические лица.
- Сервитут. В российском законодательстве, действующим на территории РФ, различают следующие виды данного основания: частный и публичный. Если говорить проще, то сервитут представляет собой законодательное право пользования чужим наделом. Основания для возникновения сервитута выделены в ЗК РФ.
Правовые основания возникновения прав на землю
Кроме того, классификация оснований возникновения прав на землю подразумевает выделение в отдельную категорию и следующих законодательных начал:
- административно-правовых;
- гражданско-правовых.
Соответственно, перечисленные выше основания возникновения прав на землю включают в себя следующий перечень:
- постановления, опубликованные от имени органов государственной власти, или решения органов местного самоуправления;
- решения судебной инстанции, которая установила права конкретного субъекта правоотношений на земельный надел любого назначения;
- приобретательная данность (в данном случае законодательный порядок предусматривает некоторые ограничения, в частности, она не может быть основанием возникновения прав на участки, расположенные в государственной или же муниципальной собственности);
- договоры, а также иные юридические формы соглашений, заключенные между физическим и юридическим лицом, а также между органами госвласти или муниципалитетом и физическими или юридическими лицами.
- иные правовые факты, которые законодательный порядок может посчитать как основания права на земли различного назначения.
Основания возникновения права государственной собственности на землю
Что же является основаниями для возникновения права государственной собственности? Ответ на данный вопрос содержат ст. 17 и ст. 18 ЗК РФ.
Во-первых, земельными участками в федеральной собственности считаются наделы, которые:
- признаются таковыми согласно федеральному законодательству;
- были наделены подобным статусом в процессе разграничения госсобственности на земельные территории;
- приобретены российским государствам согласно основаниям, закрепленным в действующим законодательством.
Во-вторых, государственная собственность включает в себя наделы, находящиеся в ведении субъектов РФ, на следующих основаниях:
- земли были признаны таковыми после вступления в силу федеральных законов;
- наделы перешли в ведение субъектов РФ при разграничении территорий;
- земельные участки на законных основаниях были приобретены субъектами РФ;
- территории были переданы совершенно безвозмездно регионам РФ из федеральной собственности для пользования.
Кроме того, законодательство РФ предусматривает и третий случай возникновения права государственной собственности на землю.
Если в городах федерального значения (Москва, Севастополь, Санкт-Петербург) владелец участка осуществляет процедуру прекращения права собственности, то территория с момента регистрации утраченного права является государственной собственностью.
В том случае если законодательный порядок закрепляет иные основания в городах федерального значения, то освободившийся участок является муниципальной собственностью.
Основания возникновения права муниципальной собственности на землю
Ключевые основания для возникновения прав муниципальной собственности обозначены в ст. 19 ЗК РФ. В частности, они включают следующие начала:
- если таковым статусом земли наделяются в соответствии с федеральными законами или законами, принятыми субъектами РФ;
- если производится разграничение территорий, находящихся в государственной собственности;
- если из федеральной собственности муниципалитету земельный надел передается для безвозмездного пользования (это могут быть земли сельскохозяйственного, лесного, коммерческого назначения и др.).
Основание возникновения права частной собственности на землю
Возникновение основных прав частной собственности происходит с учетом Гражданского кодекса РФ. В данном нормативно-правовом акте содержатся ключевые параметры подобной сделки, которые проявляются в виде:
- Совершения сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного, садоводческого, огородоводческого и иного назначения. Это могут быть также сделки дарения земляного надела, его мены или же отчуждения, после которых происходит процедура прекращения прав одного из субъектов правоотношений (ст. 218 ГК РФ).
- Наследования частной собственности, а также правопреемства земель или реорганизации юридического лица, которое использовало целевые земли, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
- Приватизации, которая является одним из самых популярных на сегодняшний день оснований возникновения прав частной собственности. В данном случае осуществляется процедура прекращения муниципальной или же государственной собственности с переходом в категорию частной собственности согласно ст. 217 ГК РФ.
- Иных оснований, которые предусматривает современное законодательство РФ, в том числе приобретательной давности (на земли сельскохозяйственного назначения данное основание не распространяется).
Вопрос возврата земельных участков
В юридической практике распространены дела, когда истец поднимает вопрос о законности отчуждения земельного участка. Если порядок прекращения прав на надел был нарушен (в том числе посредством принуждения лица к совершению сделки), то субъект правоотношений имеет законные основания для подачи в судебную инстанцию виндикационного иска, который является детерминантой для судопроизводства.
Однако необходимо помнить о том, что истец должен апеллировать только фактами, которые подтверждают изъятие земельных наделов, то есть момент прекращения прав на собственность против воли законного владельца.
В данном случае речь идет, например, о признании субъекта правоотношений гражданским истцом, что осуществляется посредством опубликования постановления, подписанного следственными органами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один законный владелец земельного надела не может быть лишен права его пользования без его согласия. Только судебный орган имеет права принимать такое решение даже в случаях перехода частной собственности в государственную для обеспечения нужд РФ.