Основные услуги при расторжении договора из-за нарушения сроков договора подряда

Ознакомимся с договором, определим наличие оснований для расторжения договора, взыскания неустойки (процентов), убытков

Подготовим документы

Подготовим необходимые для расторжения договора документы, составим и направим уведомление подрядчику

Подготовим исковое заявление о взыскании предоплаты, неустойки (процентов), убытков, направим в суд

Неоспоримые преимущества

Нарушение сроков выполнения работ по договору подряда
Малов Д.В. - юрист высшей категории МИП

Автором заключен договор с издательством на подготовку литературного произведения к печати.

Путем переписки были согласованы количество знаков, фотографий, страниц.

Автор перевел издателю предоплату, после чего был заключен письменный договор, в котором было только количество знаков и фотографий, отсутствовало количество страниц. Были прописаны стоимость и срок выполнения работ.

Поскольку в договоре отсутствовало количество страниц, а шрифт выбирается издателем, объем книги по количеству страниц увеличился, также увеличилась и стоимость, автору предложено доплатить за работы.

Выполнение работ просрочено, завершена работа по 1 тому из 3.

Не всегда стороны прописывают все условия в договоре, много что согласовывается путем переписки в мессенджерах, по электронной почте и т.д.

При исполнении договора могут возникнуть споры относительно таких условий, особенно при наличии нарушений со стороны подрядчика, поэтому желательно прописывать все в договоре максимально подробно.

Зачастую подрядчики допускают просрочку выполнения работ, в таком случае заказчик может расторгнуть договор, но здесь есть нюансы в зависимости от характера отношений между сторонами.

Расторжение договора подряда при нарушении сроков работ

Расторжение договора подряда возможно следующими способами:

• по соглашению сторон;
  • путем одностороннего отказа от договора в предусмотренных законом или договором случаях;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора подряда при нарушении сроков выполнения работ возможно как при заключении бытового договора подряда с потребителем, так и на договор подряда между профессиональными субъектами рынка.

Потребителем признается гражданин, который заказывает работы исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В зависимости от квалификации договора зависит, распространяется ли на него закон о защите прав потребителей, а, соответственно, будут сильно различаться последствия расторжения.

Так, в рассматриваемом случае возможны следующие варианты:

Договор заключен на издание книги для личных нужд (например, только в 1 или нескольких экземплярах) – в таком случае это договор бытового подряда, и на отношения между автором и издательством распространяется закон о защите прав потребителей.

Если же тираж книги большой, на отношения между автором и издательством не распространяется закон о защите прав потребителей.

Большой тираж книги, например, в 1000 экземпляров, явно не связан с личными потребностями, и направлен на реализацию экземпляров книги.

Права заказчика при нарушении сроков договора бытового подряда

В таком случае заказчик по своему выбору вправе:

• назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за выполнение работы;
  • отказаться от исполнения договора о выполнении работы без возмещения исполнителю фактически понесенных им затрат.

Кроме того, подрядчик должен возместить заказчику убытки, причиненные нарушением сроков выполнения работы, а также уплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 3 процента от цены просроченной работы, а если ее цена отдельно не определена – от общей цены заказа.

Договором может быть установлен более высокий размер неустойки.

Однако, сумма неустойки не может превышать цену просроченной работы или общую цену заказа (ст.28 Закона о защите прав потребителей).

ВАЖНО! Таким образом, потребитель может потребовать вернуть не только все уплаченные по договору деньги, но еще и неустойку, а также возмещения убытков.

Подрядчик при этом не сможет потребовать от заказчика оплаты фактически понесенных затрат или выполненных работ.

Ответственность за нарушение сроков подряда, не связанного с личными нуждами

В таком случае заказчик все равно может отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных просрочкой убытков.

Если подрядчик не начинает выполнять работы своевременно или выполняет их так медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса).

Однако, согласно сложившейся судебной практике заказчик при этом должен оплатить фактические выполненные к моменту отказа работы (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2013 г. N ВАС-17422/12 по делу N А56-57147/2011).

Полученный до расторжения договора неосвоенный аванс является неосновательным обогащением и возвращается заказчику (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49).

ВАЖНО! Таким образом, вернуть можно только предоплату за вычетом стоимости фактически выполненных работ.

Неустойку в размере, установленном законом о защите прав потребителей, взыскать в таком случае нельзя, но неустойка за просрочку выполнения работ может быть предусмотрена договором.

В случае отсутствия в договоре условия о неустойке с подрядчика можно взыскать проценты за пользование денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России. Если убытки в результате удержания превышают сумму процентов, с должника можно потребовать возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.

Правомерно ли нарушение сроков договора подряда при увеличении стоимости работ?

Если в договоре установлена твердая цена выполнения работ, подрядчик не вправе требовать ее повышения, даже если в момент заключения договора нельзя было предусмотреть полный объем работ или необходимых для этого расходов.

Повысить стоимость работ можно только при возникновении необходимости в дополнительных работах, или существенном подорожании используемых материалов и оборудования, а также оказываемых подрядчику третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора (ст.709 Гражданского кодекса).

При отказе заказчика от оплаты увеличенной цены договор может быть расторгнут.

Таким образом, само по себе увеличение цены не может являться основанием для освобождения подрядчика от ответственности за нарушение сроков выполнения работ.

А в рассматриваемом случае подрядчик обосновывает повышение цены увеличением количества страниц, но не дополнительными работами или существенным увеличением стоимости материалов и оборудования, соответственно, право требовать повышения цены договора у него вообще отсутствует.

К тому же, в договоре имеется указание на количество знаков, исходя из которого издатель имел возможность посчитать стоимость расходов еще в момент заключения договора.

Кроме того, в переписке стороны согласовали условие по количеству страниц. А если из текста договора нельзя определить некоторые его условия, воля сторон может быть выяснена при помощи иных документов или даже фактических обстоятельств, например, из переговоров, которые были до заключения договора, переписки, сложившейся между сторонами практики, фактического поведения сторон (ст.431 Гражданского кодекса).

Таким образом, требование об увеличении стоимости работ в рассматриваемом случае является незаконным и необоснованным, поэтому тем более не может оправдать нарушение сроков работ.

Что делать для расторжения договора подряда при нарушении сроков работ?

Направить подрядчику уведомление о расторжении договора и потребовать возврата денежных средств за вычетом стоимости фактически выполненных работ, уплаты процентов (неустойки), компенсации причиненных убытков.

Если речь идет о бытовом подряде - потребовать возврата денежных средств в полном объеме, уплаты неустойки, компенсации всех причиненных убытков.

Если подрядчик откажется выплатить средства – обратиться в суд.

Потребитель в суде может дополнительно взыскать с подрядчика штраф в размере 50% от взыскиваемой суммы и компенсацию морального вреда.

Штраф взыскивается за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя согласно п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей.

Полезные статьи по подряду
Взыскание уплаченного аванса по договору подряда
Обсуждение вопросов по подрядам