
Когда речь заходит о статистической отчетности, не каждая организация помнит, что ее необходимо регулярно представлять в органы статистики. Кого могут привлечь к административной ответственности и какую сумму придется заплатить в этом случае?
Как было раньше
Вопрос о предоставлении статистических данных порой не рассматривается компаниями как достаточно серьезный. Практика показывает, что статистическая отчетность иногда не предоставляется организациями в срок, в необходимом объеме и по соответствующим формам или подается только по головному офису, когда ее необходимо предоставлять также по филиалам и представительствам компании.
Ранее административная ответственность за подобные нарушения была невысока: ст. 13.19 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ, претерпевшего ряд изменений, устанавливала наказание в виде административного штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. При этом статья предусматривала следующие основания для привлечения к ответственности: нарушение порядка представления статистической информации и представление недостоверной статистической информации. В случае нарушений компании ограничивались тем, что платили этот небольшой штраф, если дело доходило до привлечения к административной ответственности и жили дальше спокойно до следующего привлечения к ответственности. Справедливости ради стоит отметить, что и органы статистики к нарушениям компаний относились достаточно лояльно.
Однако совсем недавно законодатель предусмотрительно внес изменения в ст. 13.19 КоАП РФ, направленные на усиление административной ответственности за нарушения в области представления статистической информации. Соответствующий закон (Федеральный закон от 30.12.2015 № 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), был подписан Президентом РФ 30.12.2015, вступил в силу в тот же день и изменил соответствующую норму Кодекса.
Содержание изменений
Изменения начались уже с названия нормы: если раньше она называлась «Нарушение порядка представления статистической информации», то теперь ее название – «Непредоставление первичных статистических данных». Именно определение первичных статистических данных, а не статистической информации используется и в Постановлении Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» – нормативном акте, утверждающем Положение об условиях предоставления данных органам статистики. То есть определения приведены к единому виду.
- Теперь КоАП РФ предусматривает ответственность:
- за непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке;
- их несвоевременное предоставление;
предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Таким образом, норма уточнена: формулировка «нарушение порядка представления статистической информации», заменена на более конкретные «несвоевременное предоставление» (действие) и «непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке» (бездействие).
Статья дополнена частью второй: теперь повторное нарушение по предоставлению статистической отчетности в виде указанных выше действий (бездействия) отдельно карается повышенным административным штрафом.
Изменения, касающиеся санкций, заключаются в следующем: теперь административный штраф составляет уже не от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а предусмотрен отдельно для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. и для юридических лиц – от 20 тыс. до 70 тыс. руб. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение штрафа для должностных лиц на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
Закон № 442-ФЗ не внес какихлибо изменений в порядок, сроки или формы предоставления статистической информации.
Таким образом, в связи с увеличением размеров административных штрафов необходимо обратить особое внимание на своевременное, полное и корректное предоставление статистических данных.