О признании патента на изобретение недействительным - Дело № СИП-438/2021

Дело № СИП-438/2021
Информация по делу
Судья: Сидорская Ю.М.
Наименование суда: Суд по интеллектуальным правам
Ссылка на дело: перейти

Результат

Признан недействительным патент на изобретение в части не указания патентообладателем истца. Договор об отчуждении исключительного права на изобретение признан недействительным. Роспатент обязан выдать новый патент на изобретение с указанием в качестве патентообладателей ответчика и истца совместно.

Фабула дела

Истец обратился с иском о признании патента на изобретение недействительным в части отсутствия указания в качестве патентообладателя истца, признании недействительным договора об отчуждении исключительного права на изобретение, обязании Роспатента выдать новый патент на изобретение с указанием в нем в качестве патентообладателя истца.

Между ответчиком и истцом был заключен договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработку технической документации в сфере очистки и дезинфекции воздуха. Подписан акт сдачи-приемки результатов работ.

На основании разработанной документации был выдан патент на изобретение с указанием в качестве патентообладателя ответчика, в качестве автора – истца.

Между ответчиком и соответчиком впоследствии был заключен договор об отчуждении исключительного права на изобретение.

Истец указывает, что патент неправомерно выдан с указанием в нем в качестве патентообладателя ответчика и без указания истца. Договор об отчуждении исключительного права на изобретение был заключен помимо воли истца, в связи с чем он просит признать его ничтожным.

Позиция суда

В соответствии со статьей 1357 ГК РФ право на получение патента на изобретение первоначально принадлежит автору изобретения. В силу пункта 1 статьи 1371 ГК РФ право на получение патента и исключительное право на изобретение, созданные при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали их создание, принадлежат исполнителю, если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 12.1 договора исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные при выполнении работ по договору, принадлежат сторонам договора совместно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой.

Согласно п.3 ст. 1229 ГК РФ распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или осуществляется правообладателями совместно.

Поскольку судом установлено, что право на получение патента на изобретение принадлежало ответчику и истцу совместно, следовательно, договор об отчуждении исключительного права на изобретение, заключенный без учета волеизъявления истца, не соответствует статьям 1229 и 1358 ГК РФ.

В связи с чем суд счел возможным удовлетворить требования о признании договора об отчуждении исключительного права на изобретение недействительным.

Специалист
Записаться на консультацию к эксперту по интеллектуальным правам