Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищные споры » Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений в Москве

Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, регламентирующих жилищные правоотношения.


Правовое разрешение жилищных вопросов является одним из наиболее востребованных в современном мире, поскольку многие лица сталкиваются с необходимостью получения информации касательно своих прав и обязанностей. На сегодняшний день в законодательной сфере существует собирательное понятие жилищных отношений, которое фактически представлено в виде предмета регулирования жилищного права.

Конституция РФ гарантирует право на принятие необходимых нормативных актов, касающихся регламентирования жилищных правоотношений. В первую очередь это касается принципов организации и установления правил ведения такой деятельности представительными органами власти с правом законодательной инициативы и исполнительными органами власти в пределах полномочий, переданных Конституцией субъектам Федерации. Их компетенция по управлению в сфере жилищных отношений определяется положениями, закрепленными в ст. 13 ЖК РФ и принятыми в ее развитие аналогичными положениями Жилищных кодексов субъектов Федерации.

Современное законодательство РФ отводит органам местного самоуправления важную роль в процедуре осуществления социальных прав, гарантируя их исполнение. Для надлежащего выполнения местные органы власти обязаны обладать возможностью их реализации и обширным спектром полномочий.

Жилищные полномочия органов местного самоуправления в РФ предусматриваются как федеральными, так и региональными, и муниципальными законодательными актами, но четких принципов по реализации всех специфических нюансов нигде не регламентировано.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления в жилищном законодательстве

Компетенция органов местного самоуправления в жилищных отношениях – это правоприменительные и контрольные полномочия, реже – нормотворческая работа. Нормативные акты и правоприменительные акты органов местного самоуправления в области жилья обязаны соответствовать действующему законодательству (федеральные акты и акты субъектов РФ).

Правотворческие функции органов местного самоуправления — это руководящие начала по созданию юридических норм. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» рассматривается понятие жилищной политики государства. Это государственное воздействие с помощью муниципальных и государственных органов при использовании нормативно-правового урегулирования, налоговых и бюджетных механизмов на жилищные отношения, в том числе финансирования и строительства жилых помещений, их содержание, управление и владение ими, а также распоряжение и использование.

Государственная жилищная политика является совокупностью решений и мероприятий для удовлетворения потребностей в жилье населения. Осуществление этой политики – одно из главнейших заданий муниципальных органов. Роль местного самоуправления в ее осуществлении весьма значима, а нормальной реализации требует не только жилищный фонд, но и соответствующее правовое регулирование.

Cт. 72 Конституции РФ и ст. 5 ЖК РФ относят жилищное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, но п. 7 ст. 5 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, которые включают нормы, устанавливающие жилищные отношения в рамках собственной компетенции согласно ЖК РФ, опираясь на другие нормативные правовые акты.

Органы местного самоуправления не имеют права по своей инициативе регулировать жилищные правоотношения, поскольку разрешение этих вопросов не входит в их компетенцию. Им свойственны отдельные государственные полномочия с передачей материальных и финансовых средств, которые необходимы для их осуществления.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищных отношениях

Жилищный кодекс РФ регламентирует конкретные полномочия органов самоуправления в сфере, представляющей жилищные отношения:

  • определение категории граждан, которым предоставляют служебные квартиры (муниципальный жилищный фонд);
  • установление нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на них;
  • предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и жилья из бюджетных средств определенным категориям граждан на условиях, которые предусматривают нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • перевод жилья в нежилой фонд и нежилых помещений в жилые;
  • переустройство жилья;
  • определение категорий лиц, которым предоставляют служебное жилье (муниципальный жилищный фонд);
  • установление оплаты за содержание и ремонт жилья, если владельцами квартир в многоквартирном доме на общем собрании не принято решение об ее установлении;
  • предоставление компенсации расходов на плату за жилье и коммунальные услуги из бюджетных средств;
  • установление порядка правления многоквартирным домом, все квартиры которого являются собственностью муниципального образования;
  • созыв собрания собственников жилья в многоквартирном доме для принятия решения касательно того, как формировать фонд капремонта;
  • сотрудничество с региональным оператором для обеспечения проведения капремонта общего имущества многоквартирного дома, предоставления субсидий из местного бюджета на проведение такого капремонта;
  • другие вопросы, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления (жилищные отношения) и которые предусматривают соответствующие нормативно-правовые акты.

Компетенция относительно прав граждан

Ст. 1 и 2 ЖК РФ предусматривают, что жилищное законодательство базируется на потребности обеспечения не только государственными органами, но и полномочиями органов местного самоуправления. Они воплощаются в условиях для реализации прав граждан, вытекающих из жилищных отношений:

  • содействие рыночному развитию недвижимого имущества в области жилья для создания нужных условий по удовлетворению потребностей народа;
  • использование бюджетных средств и других источников средств, не запрещенных законом, по улучшению жилищных условий, включая предоставление субсидий на покупку или строительство жилья;
  • предоставление жилых помещений по договорам соцнайма или найма жилья, которые входят в государственный фонд или муниципальный фонд;
  • стимулирование жилищного строительства;
  • обеспечение защиты прав граждан, которые покупают жилье и пользуются им на законном основании, потребителей коммунальных услуг и услуг, которые касаются обслуживания помещений, входящих в жилищный фонд;
  • обеспечение контроля за использованием и сохранностью входящего в жилищный фонд жилья;
  • организация обеспечения проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет взносов владельцев жилья в таких домах;
  • осуществление согласно своей компетенции государственного контроля при соблюдении предусмотренных законом требований в осуществлении строительства;
  • осуществление согласно своим полномочиям функций, которые представляют собой государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Таким образом, можно увидеть, что диапазон полномочий достаточно широк.

Муниципальный контроль

Для осуществления задач по контролю за соблюдением законодательства в сфере жилищных отношений ст. 20 ЖК РФ устанавливает вместе с жилищным надзором государства также муниципальный жилищный контроль. Его суть состоит в проведении на территории муниципального образования уполномоченными органами проверок по соблюдению юрлицами, ИП и гражданами обязательных требований, которые установлены относительно жилья, входящего в муниципальный жилищный фонд.

Сегодня ситуация в области жилья характеризуется комплексом серьезных проблем. Так, среди них можно выделить следующие:

  • ненадлежащее качество коммунальных и жилищных услуг;
  • отсутствие настоящих перспектив по обеспечению социальным жилищем тех категорий граждан, которые реально в нем нуждаются;
  • непрозрачность тарифов;
  • недобросовестные управляющие компаний и пр.

Наличие подобных проблем вынуждает государство действовать путем поиска формирования методов по усовершенствованию действующего законодательства в жилищной сфере, объединения настоящих усилий государственных органов власти и органов местного самоуправления для их решения.

Лишь выработка соответствующих механизмов по контролю за соблюдением нормативно-правовых актов, усиление индивидуальной ответственности как государственных, так и муниципальных чиновников за невыполнение или же ненадлежащие выполнение возложенных на них должностных полномочий приблизит государство к решению насущных проблем.

 

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Полномочия органов государственной власти в области жилищных вопросах

74 летняя гражданка письменно обратилась в органы местного самоуправления с просьбой о помощи выселить из ее дома не прописанную невестку с ребенком 2012 года рождения. Что мы должны ей ответить?

Наталья Михайловна20.11.2021 09:13

Здравствуйте Наталья Михайловна! Если жилье находиться в собственности, то этим должна заниматься сам собственник. Если жилье муниципальное, то орган власти, как собственник жилья, должен обратиться в полицию, с требованием о выселении и привлечении к ответственности незаконно проживающих на данной жилплощади граждан т.к. незаконное проживание, в квартире без воли собственника, попадает под статью 19.1 КоАП РФ либо статью 330 УК РФ Самоуправство.

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна20.11.2021 22:57
Александр17.10.2021 14:00

Здравствуйте. Администрация муниципального образования (сельского поселения) начала стройку 2-х квартирного жилого дома для специалистов. Строительство финансируется из местного бюджета. Но финансово-казначейское управление запрещает строительство, т.к. считает, что строительство не относится к полномочиям местного самоуправления. Вместе с тем никто не представил никаких документов, что это запрещено или относится к полномочиям района или республики или...

Добрый день! Жалуйтесь в Минстрой России http://www.minstroyrf.ru/openworld/#tab1  Юридическая группа МИП составит для Вас все жалобы и заявления по промокоду МИП 9.Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна18.10.2021 13:33