Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов.
Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например – 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.
Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли. Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.
Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства. Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч. – фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.
Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:
Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.
Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу – коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.
Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:
Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.
Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.
Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:
Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.
К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.
В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.
Попечительский совет фонда – это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.
Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:
Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.
Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.
Нужно ли где-либо регистрировать изменения в составе правления фонда? Или для вступления в силу достаточно просто решения предыдущего состава правления, оформленного соответствующим протоколом?
Добрый день! Да, все изменения регистрируются в ФНС. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, общественного объединения http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54968/9c39efda2fee2f16dd094df0ef8dae30e013d6bd/
В нашем уставе фонда 2009г. высшим органом управления является попечительский совет. Надо ли вносить изменения в устав?
Добрый день.
Да, необходимо привести устав в соответствие с требованиями действующего законодательства.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f319259fbcb27679c7b7a7dce939651050989d73/
Добрый день, возможно ли существование фонда с учредителями (учредителем) выполняющими функции высшего коллегиального органа и попечительским советом
Добрый день!
Согласно ст. 123.19 ГК РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f319259fbcb27679c7b7a7dce939651050989d73/), Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Коллегиальный орган - это орган правления организации. Единоличным исполнительным органом некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Попечительский совет в фонде создается из числа его учредителей или их представителей, а также иных лиц.
Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.
Юридическая группа МИП - Москва
№1 в рейтинге адвокатов России - top-advokats.ru
Консультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону
Телефон для записи +7 (499) 577-03-28