Юридическая энциклопедия "МИП"
Задать бесплатный вопрос юристу
Главная » Юридическая энциклопедия "МИП" » Суд » Досудебное урегулирование споров

Досудебное урегулирование споров


Процедура разрешения конфликтных ситуаций и проблем в юриспруденции состоит из двух этапов:

  • урегулирование споров до передачи дела в суд;
  • разрешение конфликтов в судебном порядке.

Практически любая спорная ситуация, связанная с применением нормативно-правовых актов, может быть решена без передачи дела на рассмотрение в судебные органы. Тем не менее, ряд обстоятельств не дает возможности добиться урегулирования конфликта в досудебном порядке:

  • участие в спорном правоотношении государственных и муниципальных органов. Это характерно для налоговых правоотношений с участием налоговых органов;
  • противоположная точка зрения сторон на возможность урегулирования разногласий. Данная ситуация характерна для спора в гражданском процессе;
  • отсутствие необходимых познаний в области права. В этом случае правовая безграмотность не позволяет сторонам конфликта найти и применить норму законодательства, способную разрешить их спор без вмешательства суда (урегулирование).

Добиться, чтобы стороны подписали досудебное соглашение, урегулировали свой конфликт мирным путем – задача, посильная только квалифицированному юристу.

Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе

Досудебное разрешение конфликтов может применяться практически для любой категории спорных ситуаций и конфликтов:

  • досудебное разрешение (урегулирование) налоговых конфликтов с участием налоговых органов;
  • досудебное урегулирование спора в гражданском процессе;
  • заключение мирового соглашения на досудебной стадии в трудовых конфликтах.

Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе может осуществляться следующими способами:

  • претензионная работа специалиста юридической компании в гражданском споре на досудебном этапе. При возникновении спора, вытекающего из условий договора или сделки, обоснованная претензия поможет сторонам прийти к взаимному соглашению о порядке урегулирования спора. Потенциальная судебная тяжба влечет не только потерю времени, но и существенные финансовые затраты, поэтому аргументированная претензия позволит снять большинство спорных вопросов на стадии переговоров или переписки между сторонами;
  • посреднические услуги. Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе может осуществляться путем участия профессионального юриста в качестве посредника между конфликтующими сторонами. Данная функция осуществляется посредством подготовки и проведения переговоров между конфликтующими сторонами с участием юриста-посредника;
  • подача жалоб. В ряде случаев подача жалобы в уполномоченные органы поможет довести досудебное разрешение спора в гражданском процессе до необходимого результата. На практике, именно подача жалобы по делам о защите прав потребителя позволяет эффективно урегулировать спор между потребителем и продавцом (исполнителем).

Досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальные акты налоговых органов по итогам налоговых проверок также могут быть урегулированы в досудебном порядке. При наличии спора с участием налоговых органов досудебное решение конфликта посредством проведения переговоров невозможно, так как регламент налоговых органов не предусматривает подобных налоговых процедур.

Досудебное разрешение налоговых споров подразумевает следующие способы взаимодействия налогоплательщика, его представителя (юриста) и сотрудников налоговых органов:

  • возражения на акты налоговых проверок, проводимых сотрудниками налоговых органов;
  • жалобы на процессуальные акты налоговых органов (решения налоговых органов, постановления налоговых органов, требования налоговых органов), которые подаются в адрес вышестоящего сотрудника налоговых инспекций ФНС.

Досудебное урегулирование налоговых споров является обязательной процедурой только в отношении налоговых решений, вынесенных по итогам выездных и камеральных проверок сотрудниками территориальных налоговых органов. Без ее соблюдения обжалование решений налоговых органов и действий налоговых органов в судебном порядке невозможно. Такое требование предусмотрено законодательством РФ с 2009 года.

Досудебное урегулирование налоговых споров по обязательной процедуре реализуется посредством подачи жалобы на процессуальные акты налоговых органов, вынесенные по итогам проведения налоговых проверок. Жалоба подается в адрес вышестоящих должностных лиц налоговых органов.

Обязательное досудебное урегулирование споров

Обязательное урегулирование споров до суда предусмотрено нормативно-правовыми актами ряда отраслей права. Особое значение процедура обязательного досудебного разрешения спора (его урегулирование) имеет в налоговых правоотношениях.

Процедура обжалования действий налоговых органов и актов налоговых органов до суда имеет ряд несомненных преимуществ:

  • подача жалобы на решения налоговых органов в ряде случаев значительно сокращает общий срок урегулирования спора, ведь досудебное рассмотрение дела в суде может затянуться на месяцы, и даже годы. Для процедуры обжалования налоговых актов сотрудников налоговых органов предусмотрены жесткие сроки, не превышающие двух месяцев с момента подачи жалобы в адрес вышестоящих налоговых органов:
  • обжалование действий налоговых органов может осуществляться самим налогоплательщиком и не влечет никаких дополнительных затрат;
  • регламент обжалования действий налоговых органов и решений налоговых органов постоянно упрощается в интересах соблюдения и защита прав налогоплательщиков;
  • обжалование действий налоговых органов и решений налоговых органов позволяет значительно отложить по времени срок вступления в силу процессуальных решений налоговых органов. На период обжалования решения налоговых органов не подлежат принудительному исполнению, что позволяет временно избежать наступления штрафных санкций по итогам камеральных налоговых проверок и выездных налоговых проверок.

Рассмотрение жалоб на действия налоговых органов и решения налоговых органов по итогам налоговых проверок осуществляется на основании материалов проверки, при этом по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщик не может быть подвергнут более суровому наказанию.

Итогом рассмотрения жалобы на действия налоговых органов и решений налоговых органов по итогам налоговых проверок может быть:

  • удовлетворение жалоба на действия налоговых органов и решений налоговых органов;
  • отказ в удовлетворении жалобы на действия налоговых органов и решений налоговых органов.

Во втором случае у налогоплательщика возникает право на обжалование решений налоговых органов в судебном порядке.

Досудебное урегулирование трудовых споров

Досудебное урегулирование трудовых споров также может являться обязательной процедурой в случаях, если на предприятии создана и действует комиссия по трудовым спорам. Если подобная комиссия сформирована, рассмотрение трудовых конфликтов проводится этим органов на основании заявления работника. Данная процедура относиться только к процедуре урегулирования индивидуальных трудовых конфликтов. Для рассмотрения трудовых конфликтов в комиссии по трудовым разногласиям работник подает в ее адрес заявление с изложение сути спора или оснований возникновения трудовых конфликтов с работодателем.

Если комиссия по трудовым спорам в течение десяти дней не приступила к рассмотрению трудовых споров работника, у него возникает право на обращение в суд с исковым заявлением о решении трудовых споров.

Комиссия по трудовым спорам может выносить решения по сути трудовых конфликтных ситуаций, которое может впоследствии обжаловать в судебном порядке обеими сторонами трудовых конфликтов.

Досудебное урегулирование трудовых споров может заключаться в переговорах между работодателем и представителями трудовых коллективов. Данные случаи характерны в случае возникновения коллективных трудовых споров. Решение трудовых конфликтов в таком порядке осуществляется путем проведения коллективных переговоров с участием обеих сторон трудовых правоотношений.

Соглашение о досудебном урегулировании спора

Соглашение заключается между сторонами конфликта по итогам переговоров, рассмотрения жалоб и претензий, а также в случае признания правомерности требований второй стороны.

Подобные соглашения получили наибольшее распространение при разрешении конфликтных ситуаций в гражданском праве, когда стороны имеют возможность решать споры без участия государственных органов. Согласительные процедуры приводят к подписанию взаимовыгодного соглашения между сторонами в гражданском споре, которое позволяет существенно сэкономить средства на возможное ведение судебного процесса. Неисполнение условий досудебного соглашения в гражданском процессе оставляет за сторонами право на обращение в судебные органы для защиты своих прав и интересов в гражданском споре.

В урегулировании спора и налоговых разногласиях заключение такого соглашения невозможно, регламент работы налоговых органов не предусматривает подобных процедур. Даже если налоговый орган признает правоту налогоплательщика при рассмотрении жалобы, у него существует возможность отменить акт нижестоящих налоговых органов без заключения соглашения о мирном решении спора.

При рассмотрении трудовых конфликтов заключение такого соглашения допускается, однако на практике его можно достичь только при урегулировании коллективных трудовых споров. Проведение коллективных переговоров подразумевает согласование условий коллективного договора, которые редко становятся предметом судебного разбирательства.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Изменение условий трудового договора.

Работодатель закрыл магазин по одному адресу и открыл по новому. Точный адрес места работы прописан в моем трудовом договоре. Настаивают подписать доп. соглашение к трудовому договору с новым адресом и утверждают, что это перемещение и у меня нет права отказа от работы на новом месте. Так ли это? Является ли место работы с точный адресом существенным изменением трудового договора, о котором меня должны были уведомить за два месяца?

Алеся Юрьевна15.05.2017 23:28

Здравствуйте Алеся Юрьевна! В Вашем случаи действует положении ст. 74 ТК РФ, работодатель должен был известить Вас за два месяца, т.к. произошло изменение трудового договора.

Дубровина Светлана Борисовна16.05.2017 12:46
Да, было изменение, согласно ТК РФ, работодатель должен был соблюсти процедуру, указанную в законодательстве.
Захарова Елена Александровна17.05.2017 11:27

Трудовой спор

У меня на работе возник конфликт с работодателем по поводу расчета денежных средств, причитающихся мне за сверхурочную работу на протяжении последнего календарного года. Комиссия по трудовым конфликтам у нашей организации отсутствует. Могу ли я подать сразу исковое заявление в суд или мне придется ждать создания комиссии в нашем предприятии?

Михаил 20.02.2017 11:19

В случае отсутствия на предприятии комиссии по трудовым конфликтам работник имеет право обратиться в суд за разрешением трудовых конфликтов с работодателем, обязательное досудебное разрешение трудовых конфликтов в этом случае законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В связи с тем, что обязательное досудебное разрешение трудовых конфликтов в этом случае невозможно по объективным причинам (отсутствие созданной и действующей комиссии по трудовым конфликтам) предусматривает ваше право на обращение за защитой трудовых прав в суд. Особенностью трудовых правоотношений является отсутствие регламентированной процедуры переговоров работника и работодателя, которое могло разрешить ваш конфликт.

Если обязательное досудебное разрешение трудовых споров невозможно по независящим от работника причинам, никто не может заставить его вступить в переговоры с работодателем для разрешения трудовых конфликтов.

Дубровина Светлана Борисовна

Налоговые споры

Обязательное досудебное разрешение конфликтов с участием налоговых органов предусматривает подачу жалобы на решения, вынесенные по итогам налоговых проверок. Могу ли я принимать участие в рассмотрении моей жалобы? Как происходит рассмотрение такой жалобы?

Карина М.20.02.2017 11:17

Обязательное досудебное разрешение конфликтов с участием налоговых органов осуществляется путем подачи жалобы на решения налоговых органов по итогам камеральной или выездной налоговой проверки. В ходе проверки налоговые органы объединяют материалы проверки в дело, которое содержит весь необходимый комплект документов для рассмотрения жалобы.

После подачи жалобы в адрес вышестоящих налоговых органов, ее рассмотрение осуществляется строго в рамках доводов жалобы, а также на основании материалов проверки. Обязательное участие подателя жалобы при ее рассмотрении не предусмотрено ни законодательством Российской Федерации, ни Административным регламентом Федеральной налоговой службы.

Таким образом, вы не можете принимать участие в рассмотрении жалобы вышестоящим руководителем Федеральной налоговой службы, обязательное досудебное разрешение конфликтов в сфере налогового права этого не предусматривает.

Крайнев Дмитрий Анатольевич
Также вам будут полезны следующие статьи