Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Трудовые споры » Социальное партнерство » Порядок ведения коллективных переговоров

Порядок ведения коллективных переговоров в Москве

Инициировать подобные переговоры могут обе стороны. Порядок ведения коллективных переговоров прописан в российском Трудовом кодексе.


Понятие порядка проведения коллективных переговоров

Коллективные переговоры (КП) подразумевают процедуру переговоров между работниками и их работодателямя/переговоры представителей, которые касаются проблем разработки и заключения коллективного договора. Инициировать подобные переговоры могут обе стороны. Порядок ведения коллективных переговоров прописан в российском Трудовом кодексе.

До того, как стартовали переговоры инициатор должен в письменном виде уведомить вторую сторону об их начале. Стороны совместно определяют место, термины и порядок, по которому они будут проводиться. Сторона, получившая уведомление о проведении переговоров, должна приступить к ним в семидневный срок с момента его получения. 

Выбор вопросов и предмета регулирования

В ходе разработки договора стороны вольны самостоятельно определять предмет регулирования, что предполагает делать выбор элементов трудовых отношений, которые будут регламентированы в документе. Это право закреплено конвенциями о свободе объединения, подготовленными Международной Организацией Труда (МОТ).

Экспертный комитет по использованию конвенций МОТ считает, что реализовать принцип добровольности в ходе проведения переговоров можно лишь в том случае, если будет создана процедура, дающая возможность сторонам достичь соглашения независимо, свободно обсуждая темы, которые имеют связь с условиями труда.

Ситуация, когда ограничивается круг вопросов для дискуссии в ходе переговоров или подготовки договора, может восприниматься как противоречащая Конвенциям МОТ.

Однако подобная свобода выбора не значит, что стороны имеют право выносить для обсуждения вопросы, которые не имеют связи с условиями труда или его организацией. Предмет переговоров должен определяться со взятием во внимание цели их проведения, а именно урегулирования трудовых и прочих отношений, которые имеют с ними непосредственную связь.

Порядок ведения переговоров в случае наличия нескольких уполномоченных представителей работников

Статья 37 ТК в пунктах 2-6 определяет, как должны вестись переговоры в случае, если имеется несколько уполномоченных представителей работников. В данном случае закон руководствуется тем, что работники должны быть представлены одним органом, чтобы на КП была представлена единая позиция. Кроме этого, важно заключение организацией единого коллективного договора. Если речь идет об отрасли, действовать должно единое отраслевое соглашение.

Если юрлицо или частный предприниматель имеют более одной первичной профсоюзной организации, любые из них могут создать единый представительный орган (ЕПО) для проведения переговоров, а также заключения коллективного договора.

Единый представительный орган

С момента создания ЕПО он считается уполномоченным представлять всех работников и может инициировать вступление в колпереговоры для заключения договора. Он наделен такими же правами, как и первичная профсоюзная организация.

Российским законодательством не установлен порядок, который помог бы определить наиболее представительный профсоюз.

На практике его возможно определить, если имеет место достижение соглашения действующих профсоюзных организаций. Создавать ЕПО для заключения коллективного договора имеют право не все первичные профсоюзы, а только те из них, которые приняли решение добровольно объединиться.

Участники коллективных переговоров

На участников колпереговоров возлагается обязанность давать друг другу данные, которые необходимы для проведения переговоров. Определить состав такой информации помогает статья 53 ТК. МОТ приняла Рекомендацию, которая касается вопросов предоставления работниками сведений для проведения переговоров и участия в руководстве организацией.

Участники переговоров не имеют права подвергать разглашению данные, которые относятся к тайне, охраняемой законом. На законодательном уровне определен круг вопросов, которые принадлежат к данной категории:

  • государственная тайна, которую охраняет Закон о гостайне;
  • тайна коммерческого характера, которая охраняется согласно положений цивильного законодательства;
  • налоговая тайна и прочие.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут