Представительство работодателей в социальном партнерстве может происходить на различных уровнях, как федеральном, так и региональном и местном.
На сегодняшний день социальное партнерство представляет собой одну из самых популярных моделей цивилизованных взаимоотношений между работодателями, работниками и их представителями. Благодаря этой системе удается соблюсти интересы и права всех участников трудовых отношений, в том числе и работодателей.
Возможность участвовать в системе социального партнерства у работодателей регламентируется статьей 32 ТК РФ. При этом участие в таких взаимоотношениях происходит посредством выбора официальных представителей, которые и отстаивают права и интересы работодателей при возникновении каких-либо трудовых споров, разногласий и конфликтов.
Представительство работодателей в социальном партнерстве может происходить на различных уровнях, как федеральном, так и региональном и местном.
Однако именно от этого и зависят сами органы, которые могут осуществлять представительскую функцию от имени работодателя. Таким образом, Трудовой кодекс РФ подразумевает не только права работников избирать своих представителей в системе соцпартнерства, но и права работодателей. Это повышает степень охраны труда в России независимо от отрасли, в которой осуществляет свои профессиональные навыки трудовой коллектив.
Как было сказано выше, основные представители работодателя изложены в ст. 32 ТК РФ. В частности, если речь идет о юридическом лице, то в качестве представителя в большинстве случаев выступает единоличный орган, а если выражаться проще, то руководитель предприятия, организации или фирмы. Данная норма регламентирована также статьей 20 главного НПА в сфере трудовых отношений (ТК РФ).
Если в компании исполнительные функции принадлежат как единоличному, так и коллегиальному органу управления, то вопрос о представительстве дополнительно регулируется Уставом фирмы, который разграничивает их компетенцию. Но как правило подобные положения не находят своего отражения в локальном акте предприятия на практике, поэтому и в этом случае представительская роль принадлежит единоличному управляющему.
Предусматривает ТК РФ и возможность избрания в качестве представительского органа внешнего управляющего или конкурсного управляющего, но по причине банкротства организации. Могут выполнять эту функцию и иные представители работодателей, которые наделяются конкретными полномочиями в сфере социального партнерства, что регламентируется ст. 34 ТК РФ.
В качестве иных представителей работодателей могут выступать органы исполнительной власти, в том числе и на местном уровне. При этом следует отметить, что подобное представительство возможно только в тех организациях, финансирование которых происходит за счет государственных ассигнований из бюджета.
Органы исполнительной и местной власти управомочиваются работодателями на представительство либо законодательными актами, которые разграничивают сферы хозяйственного ведения, либо специальными решениями, принятыми работодателями.
Основные права иных представителей работодателей не отличаются от привычных органов, которым делегируется часть полномочий.
В частности, они могут участвовать в коллективных переговорах в системе социального партнерства, а также принимать официальные решения от имени работодателя.
Таким образом, следует отметить, что трудовое законодательство РФ направлено в первую очередь на стабилизацию трудовых отношений между участниками договоров и соглашений, а в частности, на охрану законных прав и интересов всех участников правоотношений.