Реорганизация в форме выделения

Реорганизация юридического лица в форме выделения кардинально отличается от других способов реорганизация организаций. Она является единственным вариантом, при котором первоначальное (реорганизуемое) предприятие не только не прекратит свое существование, но и продолжит  после выделения осуществление экономической деятельности на прежних условиях. Данный способ преобразования – реорганизация в виде выделения - позволяет юридическому лицу после выделения сохранить свои, учредительные документы, действующую печать, открытые в кредитных учреждениях расчетные счета.

При возникновении вопросов, проконсультируйтесь БЕСПЛАТНО у ведущего юриста по арбитражным делам.

Суть такой формы реорганизация юридических лиц путем выделения, заключается в образовании (создании) путем выделения из первоначального одного или нескольких предприятий с передачей им определенной части прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц. Это позволяет провести под видом реорганизация и выделения фактическую ликвидацию части кредитных обязательств юридических лиц, которые при определенных обстоятельствах могут полностью перейти на вновь образованную путем выделения организацию.

Практическими причинами реорганизация в юридических лиц в форме выделения могут являться:

  • финансовое оздоровление в форме оптимизации деятельности предприятия путем выделения проблемных обязательств и передачи их вновь образованному юридическому лицу в процессе реорганизация (выделения);
  • возникновение конфликта между учредителями юридических лиц, повлекшего невозможность дальнейшей совместной работы без реорганизация и требующего выделения;
  • расширение сферы деятельности юридических лиц и выделения их на новые регионы и территории путем проведения реорганизация (выделения).

В процессе реорганизация в виде выделения создается, как минимум, одно совершенно новое юридическое лицо, которое не будет иметь никакого отношения к первоначальной организации.

Процесс реорганизации юридических лиц путем выделения

Процесс: реорганизация юридических лиц путем выделения начинается с принятия решения о реорганизация. Решение о реорганизация в виде выделения юридических лиц может быть принято по трем основаниям:

  • реорганизация с помощью выделения в добровольном порядке – решение о реорганизация лиц в форме выделения принимается общим собранием учредителей или решением единственного участника юридического лица;
  • реорганизация с помощью выделения в судебном порядке – реорганизация по иску антимонопольного органа с целью повышения уровня конкуренции в определенном сегменте экономической деятельности;
  • Принятие решения о реорганизация с помощью выделения в добровольном порядке подразумевает, что всех участники организации дали согласие на реорганизация компании в форме выделения.

Вынесение судебного решения о принудительной реорганизация в виде выделения исполняется в форме и сроки, указанные в судебном акте. Процедура реорганизация в виде выделения в этом случае осуществляется собственником юридических лиц либо иным органом, получившим данные полномочия.

Каждое из вновь образованных юридических лиц после реорганизация в виде выделения получает определенный объем прав и обязанностей первоначального юридического лица. Статья 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что при реорганизация в виде выделения из состава юридических лиц одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.

Требования и обязательные условия передаточного акта при реорганизация в виде выделения определены в статье 59 Гражданского кодекса: передаточный акт при реорганизация в виде выделения должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства при реорганизация с помощью выделения в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт реорганизация.

Данные требования обязательно должны присутствовать в передаточном акте при реорганизация лиц в форме выделения, в противном случае регистрирующий орган вынесет решение об отказе в государственной регистрации реорганизация в виде выделения.

Этапы реорганизации лиц в форме выделения

  1. Проведение общего собрания учредителей юридического лица и принятие решения о реорганизация лиц в форме выделения. Решение о реорганизация компании в форме выделения оформляется протоколом общего собрания учредителей или единоличным решением единственного участника. Данные документы должны содержать условия и порядок распределения имущества при реорганизация, прав и обязательств, сроки подготовки и утверждения передаточного акта, общий срок проведения процедуры реорганизация в виде выделения.
  2. Подготовка к составлению передаточного акта, проведение внутренней инвентаризации имущества и активов для выделения лица при реорганизация. В процессе инвентаризации происходит оценка всех активов организации: определяется общая стоимость имущества и финансовых активов.
  3. Утверждение передаточного акта для реорганизация. По итогам проведения инвентаризации составляется передаточный акт реорганизация, который предусматривает разделения всех активов лица при реорганизация организации в форме выделения.
  4. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизация компании в форме выделения. Не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о начале реорганизация компании в форме выделения юридическое лицо обязано уведомить об этом Инспекцию Федеральной налоговой службы. Такое уведомление оформляется заявлением по форме Р12003. Регистрирующий орган внесет сведения  о начале реорганизация лиц в форме выделения в Единый государственный реестр юридических лиц.
  5. Уведомление кредиторов лица о начале процедуры реорганизация компании в форме выделения. На этом этапе юридическое лицо обязано уведомить всех кредиторов о начале реорганизация в виде выделения. Кредиторы, у которых право требования по обязательствам возникло до момента начала процедуры реорганизация компании в форме выделения, имеют право потребовать досрочного исполнения обязательств. Если досрочное исполнение обязательств невозможно, кредитору получают право требовать досрочного прекращения обязательства и возмещения всех убытков.
  6. Публикация объявления о проведении процедуры реорганизация компании в форме выделения в официальном печатном издании, «Вестнике государственной регистрации».  Реорганизуемое юридическое лицо обязано дважды публиковать подобное объявление о реорганизация, второй раз – спустя месяц после публикации первого сообщения.
  7. Утверждение учредительных документов каждого выделенного юридического лица, формирование структуры их управления и назначение исполнительных органов этих организаций.
  8. Государственная регистрация юридических лиц, созданных в процессе реорганизация компании в форме выделения. Самым важным этапом в проведении процедуры реорганизация лиц в форме выделения является подача документов в регистрирующий орган по поводу реорганизация. Законодательством определен список обязательных документов, которые требуются для государственной регистрации реорганизация в виде выделения юридического лица:
    1. заявление по поводу выделения в Инспекцию Федеральной налоговой службы по форме Р12001;
    2. изменения в учредительные документы юридического лица по поводу выделения;
    3. передаточный акт по поводу выделения;
    4. документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления кредиторов юридического лица о реорганизация лица в форме выделения;
    5. устав вновь создаваемой в результате выделения организации;
    6. протоколы общих собраний учредителей (реорганизуемого и вновь образовавшегося в результате выделения юридического лица);
    7. документ, подтверждающий публикацию уведомления по поводу выделения в «Вестнике государственной регистрации»;
    8. документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий по поводу выделения.
    9. Сведения о государственной регистрации вновь образованных юридических лиц вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Также регистрации подлежат изменения в учредительные документы организаций, участвующих в реорганизация компании в форме выделения. Регистрационные действия осуществляет Инспекция Федеральной налоговой службы.
  9. Уведомление о факте выделения во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Данное уведомление происходит автоматически с регистрацией вновь образованных в результате выделения юридических лиц.
  10. Получение из регистрирующего органа документов, подтверждающих факт государственной регистрации реорганизация лиц в форме выделения.

На завершающей стадии реорганизация юридические лица получат от регистрирующего органа следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации вновь образованного в результате выделения юридического лица;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет вновь образованного в результате выделения юридического лица;
  • свидетельство о внесении изменений в учредительные документы реорганизованного с помощью выделения юридического лица;
  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (в отношении каждой организации);
  • копии учредительных документов с внесенными изменениями по поводу выделения.

После этого вновь созданные организации получают полную правоспособность юридического лица: открывают расчетные счета в кредитных учреждениях, заказывают печать, получают статистические коды в органах Росстата.

Реорганизация путем выделения нового юридического лица

С учетом двух месяцев, отведенных на процедуру публикации объявлений в «Вестнике государственной регистрации» по поводу выделения, общий срок реорганизация лиц в форме выделения составляет почти три месяца. Официальным окончанием процедуры реорганизация лиц в форме выделения является момент государственной регистрации выделенных юридических лиц и внесение по итогам выделения сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц.

В ходе реорганизация компании в форме выделения могут возникать спорные ситуации относительно раздела имущества и обязательств между юридическими лицами. Дело в том, что реорганизуемое юридическое лицо может полностью избавиться от кредиторской задолженности, передав ее выделенному юридическому лицу. Именно поэтому законодательство устанавливает жесткие требования по уведомлению кредиторов реорганизуемого общества.

Требования кредиторов, предъявленные на стадии уведомления, могут привести к длительным судебным процессам и затянуть на неопределенный срок окончание реорганизация компании в форме выделения. Нередко тяжба с кредиторами заставляет учредителей реорганизуемого юридического лица прекратить процедуру реорганизация в виде выделения и отложить ее на неопределенный срок.

Если вновь создаваемая организация в результате выделения, по сути, проходит полную процедуру государственной регистрации, то для реорганизуемого лица реорганизация его в форме выделения подразумевает только внесение изменений в устав в части изменения размера уставного капитала, а также отражение сведений по итогам выделения в Едином государственном реестре юридических лиц.

Правом подачи заявления в инспекцию Федеральной налоговой службы о преобразовании в форме выделения лица обладает единоличный исполнительный орган реорганизуемого предприятия (руководитель). Также на совершение данных действий может быть уполномочено иное лицо путем выдачи нотариальной доверенности.

Срок на проведение регистрационных действий в регистрирующем органе не должен превышать пять рабочих дней. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем преобразования в форме выделения, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого лица.

Статьей 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 03 июля 2016 года) предусмотрены случаи отказа в государственной регистрации при реорганизации юридического лица в форме выделения:

  • непредставления организацией документов, необходимых для регистрации, за исключением случаев предоставления документов или сведений по межведомственному запросу регистрирующего органа (Инспекции Федеральной налоговой службы)  или органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации лица;
  • представления документов для регистрации преобразования в форме выделения в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  • подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации по поводу выделения или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
  • несоответствия наименования выделяемого лица требованиям федерального закона;
  • несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
  • если в течение срока, установленного для государственной регистрации выделения, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом действий по регистрации реорганизация лиц в форме выделения;
  • если физическое лицо – учредитель выделяемой коммерческой организации,  на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
  • если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени лица, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений;
  • неисполнения юридическим лицом в процессе преобразования в форме выделения обязанности уведомить кредиторов;
  • несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизация лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации выделения юридического лица.

Ряд указанных оснований может быть оперативно устранен (например, изменено наименование выделяемого юридического лица). Однако большинство подобных случаев представляют существенное нарушение законодательства Российской Федерации, которое вынуждает организацию начать процедуру выделения заново.

Решение об отказе в государственной регистрации выделения в течение одного рабочего дня выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариальной доверенности.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Вынесение отказа в совершении регистрационных действий может быть обжаловано заявителем путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу Федеральной налоговой службы, а затем и в судебном порядке.

Статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что государственная регистрация преобразования в форме выделения не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизация юридического лица, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока может прерываться по различным основаниям.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может составлять менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, которым были представлены документы на регистрацию.

В отношении процедуры реорганизация в форме выделения акционерного общества существует ряд дополнительных особенностей:

  • на стадии принятия решения о преобразования в форме выделения лица следует указать способ конвертации акций общества в ценные бумаги вновь создаваемого акционерного общества, сроки такой конвертации, порядок перераспределения акций между участниками, а также порядок государственной регистрации выпуска акций;
  • при подготовке учредительных документов выделяемого акционерного общества необходимо сформировать список членов ревизионной комиссии каждого вновь создаваемого общества либо предоставить в регистрирующий орган сведений о ревизоре этих организаций;
  • в регистрирующий орган следует предоставить список коллегиального органа управления выделяемого акционерного общества.
Похожие услуги по теме