Регистрация АО: особенности и пошаговая инструкция

Форма организации капитала в виде акционерного общества способна объединять другие формы собственности, накапливать денежные средства, заставляя их при этом работать по правилам рыночного хозяйства. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации акционерным обществом признается форма собственности, где уставной капитал делится на некоторое число акций, с возможностью дальнейших изменений их количества. Причем участники акционерного общества не несут ответственности по его обязательствам. Риску подвергается стоимость и количество принадлежащих им акций.

5 мая 2014 года в Федеральный закон № 99-ФЗ Гражданского кодекса РФ включил в себя ряд изменений, согласно которым отменились организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ. Теперь на смену привычных нам ОАО и ЗАО акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные. Таким образом, после вступления в силу данных изменений придется делать выбор между ООО и непубличным АО.

Плюсы и минусы АО

Новые организационно-правовые формы создания предприятия повлекли за собой ряд изменений. Безусловным преимуществом регистрации АО является отсутствие ограничений по числу акционеров, в то время как при открытии ООО максимальное количество акционеров равно 50. Снялись ограничения по минимальному размеру уставного капитала, если раньше начальная сумма равнялась 10 000 рублей, то в ходе последних изменений, его точная сумма законодательством не установлена.

Что касается изменений в недостатках, наиболее заметные из них:

  • за счет регистрации выпуска акций нужно будет пройти более сложную процедуру по открытию компании, в сравнении с ООО;
  • большее число операционных издержек, из них – ведение реестра с помощью регистратора, необходимость в заверении решений общих собраний с помощью нотариуса.

Подготовительный этап регистрации АО

На начальном этапе очень важно решить организационные вопросы:

  • определиться с названием компании;
  • выбрать офис и обозначить местоположение юридического адреса (при отсутствии офиса адрес можно выкупить, заключив при этом договор на почтовое обслуживание);
  • выбрать оптимальную систему налогообложения;
  • назначить руководителя и главного бухгалтера предприятия (эти должности может занимать один человек);
  • определиться с регистратором, который будет вести реестр.

После того как подготовительный этап позади, можно переходить к решению дальнейших вопросов.

Собрание учредителей

Проведение учредительного собрания – формальная процедура, которая утверждает решение создать непубличное акционерное общество. Также в его ходе принимается Устав компании и подписывается договор об открытии общества (в случае когда учредитель один – договор не требуется).

Устав компании представляется собой акт, определяющий порядок работы компании, дальнейшее внесение изменений в него недопустимо. Также в нем содержится инструкция с определением ответственности должностных лиц.

Уставные документы нужно составлять со всей ответственностью и прописать в акте положения, которые будут регулировать:

  • распределение доходов;
  • границы ответственности за имущество;
  • условия проведения аудита о финансовых отчетах;
  • компетенцию коллегиального органа управления обществом;
  • организацию и порядок проведения общих собраний;
  • порядок покупки ценных бумаг, их стоимость, а также принцип их распределения в уставный фонд;
  • число максимального количества акций, которые положены каждому из участников общества, их общая стоимость;
  • преимущественное право для приобретения акций.

На данном этапе разрешаются вопросы о категориях акций, определяется их номинальная стоимость, типы, размещение и порядок оплаты. После проведения собрания учредителей и утверждения Устава следует собрать документы для регистрации АО. Их особенности рассмотрим далее.

Необходимые документы: порядок подготовки и подачи

Регистрация непубличного АО требует следующих бумаг:

  • договор об открытии АО;
  • устав в количестве 2 экземпляра (первый вам вернут, второй останется в регистрирующем органе);
  • квитанция об оплате госпошлины (сегодня ее цена в Москве равна 4 000 рублей);
  • заявление формы Р11001 (акт о регистрации нового юридического лица);
  • гарантийное письмо в адрес компании (является необязательным документом).

Не забывайте, что при регистрации непубличного АО в качестве заявителей будут рассматриваться все учредители, поэтому очень важно, чтобы все участники поставили свои подписи в заявлении. В случае когда пакет бумаг подается через посредника, понадобится нотариально заверенная доверенность, на представление ваших интересов.

Документы в полном объеме необходимо предоставить в отделение ИФНС в Москве по месту нахождения юридического адреса компании либо по месту проживания любого из учредителей. Конечно же, документы можно послать и через онлайн-сервис либо через обычную почту, но рекомендуем приехать в налоговые органы лично. В случае если бумаги будут оформлены верно, как того требует инструкция, в них не нужно будет вносить изменений, а сотрудники налоговых органов не обнаружат в них ошибок, уже через 5 дней вам выдадут свидетельство. Данный документ будет говорить о том, что государственная регистрация вашего юридического лица завершена успешно. Вам вернут 1 экземпляр Устава, а также выписку из ЕГРЮЛ. Затем следует сделать печать, открыть расчетный счет в банке и поставить организацию на учет во внебюджетных фондах.

На данном этапе процедура регистрации непубличного общества будет завершена, однако, не забудьте, что налоговые инспекторы очень придирчиво и скрупулезно проверяют документы на предмет верности заполнения. Любой из пунктов, который будет оформлен некорректно – основание для возврата бумаг на переделывание. Поэтому рекомендуем доверить оформление пакета документов профессионалам, которые знаю, как зарегистрировать непубличное АО с первого раза.

Завершающий этап

На финальной стадии происходит формирование уставного капитала, который разделен на определенное число ценных бумаг. Для этого производится их эмиссия, которую регистрирует Центробанк РФ.

Государственная регистрация эмиссии в Москве требует целого списка документов:

  • заявление на регистрацию выпуска акций;
  • анкета эмитента;
  • копия договора об открытии АО;
  • копия свидетельства о том, что была произведена государственная регистрация АО;
  • копия Устава;
  • решение о выпуске ценных бумаг (3 экземпляра);
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию выпуска;
  • справка эмитента об оплате УК;
  • копия выписки из протокола учредительного собрания;
  • отчет об итогах выпуска (3 экземпляра);
  • протокол собрания с утверждением отчета об итогах выпуска;
  • опись эмиссии;
  • сопроводительное письмо.

Как видим, создать непубличное АО в Москве можно быстро, а основная сложность заключается в выпуске акций. Их цена и ее формирование, составление уставного капитала также требуют тщательной проработки. Во время подготовки документов для эмиссии есть масса нюансов, о которых знают лишь юристы. Поэтому верным решением будет обратиться в организацию, которая с легкостью представит ваши интересы.

Похожие услуги по теме