Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Налоговое право » Правонарушения » Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)

Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы) в Москве

Налоговое законодательство закрепляет нормы применения налоговых жалоб (апелляционных жалоб).


Сведения, указываемые в жалобе

Жалоба представляет собой документ, влекущий возникновение оснований для применения мер воздействия на объект жалобы. Далее рассмотрим формы и содержания жалобы.

Сведения, включаемые в жалобу, подразделяются на основные и дополнительные. Сведения перечисляются в пункте 2 статьи 139.2. Если в жалобе не указаны перечисленные данные, то налоговые органы так же рассматриваются ее в общем порядке.

Перечислим основные сведения:

  • фамилия, имя, отчество заявителя-физического лица;
  • адрес регистрации и фактического проживания заявителя;
  • наименование и адрес регистрации юридического лица как это указано в учредительных документах;
  • наименование организационно-правовой формы по п 1. ст. 54 ГК РФ.

Сведения, указываемые в жалобе, должны быть достоверными, поскольку ответ на жалобу присылается по адресу нахождения истца, и если адрес указан неверно, то документы доставлены не будут, что повлечет за собой определенные проблемы.

Желательно при указании адреса юридического лица опираться на Единый государственный реестр юридических лиц.

К основным сведениям также относятся данные об обжалуемом акте налогового органа либо указание на бездействие юридических лиц. Истец должен указать основание жалобы и изложить свои требования к ответчику.

Дополнительные сведения включают в себя данные прикладываемых документов.

 

Форма и формат жалобы

Форма жалоб строго унифицирована. Статья 139.1 устанавливает требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба должна быть оформлена в письменном виде и содержать подписи истца и ответчика. Формат жалобы – произвольный.

Истец отражает свои требования в произвольной письменной форме и предоставляет бланк на бумажном носителе, что позволяет четко определить волеизлияние истца, достоверность жалобы и определить точное место подачи документа. Все это является гарантией прав истца на защиту интересов в административном порядке.

Кодекс не предусматривает возможность подачи жалобы в электронном и устном виде и направление ее в налоговые органы по телекоммуникационным каналам. Однако, в местах, где налоговые органы недоступны, жалоба может быть подана посредством Интернета или выслана по почте.

Сегодня налоговые инспекции работают над тем, чтобы облегчить процесс подачи жалобы.

Предполагается создание новой системы, позволяющей подавать документы и прилагающиеся к ним подтверждения посредством электронных связных каналов. На данный момент электронные жалобы не рассматриваются налоговыми органами.

 

Порядок представления жалобы

Порядок предоставления жалобы закреплен в главе 101 и 101.4 НК РФ.  Алгоритм предоставления жалобы следующий:

  • подготовка документов и бланка жалобы;
  • предоставление пакета документов в налоговые органы;
  • посещение налоговой инспекции после рассмотрения жалобы.

Жалоба обязательно подписывается лицом, подающим документы. Это может быть заинтересованное лицо либо представитель. Если жалоба подписывается представителем, то к документам должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия: доверенности.

Жалоба, не подписанная заинтересованным лицом, считается недействительной. Также, если не приложены документы, подтверждающие право подписи представителя, то жалоба не принимается к рассмотрению.

Если предоставление документов невозможно по ряду причин, то заявитель должен изложить причины непредоставления либо замены требуемых документов в тексте самой жалобы.

Возможно составление сопроводительных документов по объяснению причин.

Если причины не объяснены, то новые документы налоговым органом рассмотрены не будут.

По результатам проверки по жалобе могут быть выявлены нарушения налогового законодательства. По результатам рассмотрения жалобы, в течение 10 дней принимается решение по удовлетворению требований истца либо о назначении дополнительной проверки. При этом сроки конечного решения не могут быть продлены не более, чем на 1 месяц.

При проведении проверки по факту жалобы истец может не присутствовать, однако если налоговые органы сочтут его участие необходимым условием достоверности проводимых операций, то истец должен присутствовать в обязательном порядке.

 

Прилагаемые документы к жалобе

Документы, прилагаемые к жалобе, необходимы для того, чтобы налоговые органы могли получить дополнительные сведения по обстоятельствам рассматриваемого дела Истец может заявить о смягчающих и отягчающих обстоятельствах.

Также в жалобе указывается факт несоблюдения сроков подачи жалобы и указание на запрос восстановления упущенной возможности подать документы.

Среди прилагаемых документов чаще всего используются документы, подтверждающие доводы истца об обоснованности жалобы.

К примеру, данные расчета оспариваемой суммы излишне уплаченных штрафов или пени, сумм налогов и сборов, налоговых вычетов и т.д. Если жалобу подает законный представитель, то необходимо наличие документов, подтверждающих его полномочия.

Таким образом, содержание апелляционной жалобы идентично содержанию прочих налоговых жалоб. На работу с таким документом распространяются требования статьи 139.2 НК РФ.

Налогоплательщик, подающий жалобу, должен ознакомиться с нормами налогового законодательства о формах и процедурах подачи жалобы для получения необходимого конечного результата.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут