Контролируемые сделки — это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами.
Действующее налоговое законодательство РФ представляет контролируемую сделку как особую форму сделок, в которой основным предметом контроля является ее непосредственная стоимость. Данная форма сделок преследует главную цель – обеспечение максимального контроля процедур исчисления и уплаты налогов при возникновении правовых отношений между взаимозависимыми лицами.
Во время непосредственного проведения и участия в контролируемых сделках, у физических лиц, выступающих в роли налогоплательщиков, появляются определенные права и обязанности.
Основной обязанностью налогоплательщиков, безусловно, можно назвать своевременное уведомление налогового органа о ранее совершенных контролируемых сделках.
Уведомление происходит по месту регистрации налогоплательщика. Установленные налоговые нормы предполагают, что форма, содержащая данные сведения, обязательно должна быть письменной.
В основной список прав налогоплательщиков во время их участия в контролируемых сделках, можно включить следующие:
Законодательство РФ устанавливает особую форму и порядок, соблюдение которых необходимо при составлении, оформлении и подачи уведомления, содержащего данные о контролируемых сделках.
Все налогоплательщики, совершившие контролируемые сделки в определенном календарном году, должны уведомить об этом налоговый орган, расположенный по месту нахождения, либо регистрации юридического лица.
Уведомление о контролируемых сделках должно быть передано налоговой организации не позднее 20-го мая года, следующего за тем, в котором были проведены контролируемые сделки. Срок, в который данное представление документа должно быть осуществлено, подлежит обязательному соблюдению.
Действующий порядок устанавливает, что уведомление о контролируемых сделках может быть передано в налоговый орган, как на бумажном носителе, так и в предусмотренной электронной форме. Форма и порядок заполнения данного документа, а также его подготовка, определены действующим приказом Министерства Финансов РФ.
Форма и содержание документа предусматривают определенные сведения, которые обязательно должны быть там указаны. Сюда относятся: отчетный календарный год, данные о непосредственных предметах сделок, сведения об их участниках, а также о полученных суммах доходов и соответствующих расходов.
Уведомление о контролируемых сделках может быть направлено налоговой инспекции, как самим налогоплательщиком, так и его официальным представителем, а также налоговым агентом.
В тех случаях, когда налогоплательщик подает недостоверные сведения, за данное правонарушение может быть установлена предусмотренная ответственность, например денежный штраф. Помимо этого, непредставление документа в установленный срок также может повлечь за собой определенные санкции, в том числе, штраф, пени и т.д.
Уведомление о контролируемых сделках представляет собой важный налоговый и правовой документ, содержащиеся сведения в котором направлены на обеспечение максимального контроля процедур налогообложения юридических лиц.
Установленная форма заполнения документа и обязательные сведения, которые должны содержаться в нем, являются важнейшими нюансами и не допускают каких-либо нарушений.
Любая проверка поданного документа сможет выявить даже мельчайшие нарушения, именно поэтому подготовка уведомления в допустимый срок играет большую роль.
К основным особенностям уведомления и заполнения данного документа можно отнести часто возникающие вопросы по поводу группировки однородных контролируемых сделок. Контролируемые сделки представляют собой отдельные операции, к примеру, поставку определенных товаров покупателю.
Следовательно, крупная компания может заключить достаточно большое количество подобных сделок за один календарный год. Именно для этого предусмотрена возможность объединения и группировки однородных сделок, для более простого и быстрого заполнения необходимой документации, а также для верного заполнения уведомления.
Форма заполнения уведомления предусматривает, что в однородные могут быть объединены те сделки, предметом которых являются идентичные товары, работы, либо услуги. При этом действующее требование предусматривает, что данные сделки должны быть проведены в примерно идентичных или близких по значению финансовых, либо коммерческих условиях.
Действующие положения, применяемые к порядку составления уведомлений о контролируемых сделках, предусматривают указание всех необходимых сведений. Эти сведения должны иметь следующие содержание:
Отсутствие данной информации, либо указание недостоверных сведений, выявленных во время проведения проверки документа, влечет за собой определенные последствия в виде санкций, штрафов и т.д.
Действующая форма извещения о контролируемых сделках устанавливается налоговым законодательством РФ и соответствующими нормативно-правовыми актами. Представление извещения осуществляется в налоговый орган, по месту нахождения юридического лица, либо по месту жительства гражданина – если в качестве налогоплательщика выступает физическое лицо.
Организации и предприятия, которые могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам, подают документ в тот налоговый орган, в котором они числятся таковыми. Перед подачей большое внимание следует уделить и таким важным этапам, как подготовка и проверка.
Все данные, представленные в документе, должны полностью совпадать с реальными цифрами и со сведениями, находящимися в соответствующей отчетности, например, в договорах о контролируемых сделках.
Следующим этапом после подачи извещения, форма которого установлена НК РФ, является его проверка. Осуществляемая проверка затрагивает все сведения документа, помогает выявить недостоверные данные. Нередко ее результатом становится штраф за непредставление всех необходимых данных, либо за иные нарушения. Проверка документа длится несколько дней, согласно положениям налогового законодательства РФ.
Установленная заполненная форма извещения может быть передана налогоплательщиком лично, в соответствующий отдел налоговой инспекции. Вторым вариантом передачи выступает направление отчетности путем электронной передачи. Здесь следует уделить особой внимание существующим формам и установленному порядку передачи.
Если налогоплательщик подавал данный документ в электронной форме, но он, по каким-либо причинам не был получен специалистами налоговой инспекции, ответственность за своевременную передачу и представление сведения по-прежнему будет лежать на налогоплательщике. В этом случае штраф за просрочку, скорее всего, все равно будет назначен.