Институт свидетельских показаний является традиционным источником получения доказательств.
Одно из направлений деятельности налоговых органов РФ – это налоговый контроль.
Основная задача этого процесса заключается в проверке деятельности физических и юридических лиц или иных субъектов в рамках соблюдения ими налогового законодательства, выявление правонарушений, а также наличие потерпевших, с целью привлечения к соответствующей ответственности.
Определение проведения контроля, принципы его организации, а также процессуальные основы проведения ограничены и прямо предусмотрены в действующем Налоговом кодексе.
В процессе проведения специализируемых проверок уполномоченные органы используют мероприятия, перечень которых также органичен и может быть дополнен только посредством внесения изменений в кодекс.
Глава 14 документа посвящена этим мероприятиям, а ст. 90 закрепляет основы привлечения свидетелей и использование свидетельской базы в процессе доказывания налоговых событий и правонарушений.
Основанием для начала проверки может быть заявление потерпевших о правонарушении или иным способом полученные налоговой службой сведения о противоправном событии.
Свидетелем является лицо, которому известны подтверждающие или опровергающие факты совершения нарушений субъектами налоговой деятельности, которые могут быть доказательством правонарушения. При этом, к даче показаний могут привлекаться только физические лица.
Юридический статус свидетеля подразумевает наличие прав и обязанностей свидетеля.
В налоговом законодательстве права свидетеля и его обязательства возникают с момента привлечения лица к контрольной проверке (за исключением особенностей, какие от объяснений позволяют отказаться). Делается это посредством составления протокола допроса свидетеля.
Свидетель вправе:
Проявление нежелания на дачу показаний, то есть отвечать на вопросы (с фиксацией соответствующего заявления) свидетель имеет ограниченный перечень причин, который утвержден в законе. То есть для этого необходимы веские обстоятельства, но, тем не менее, явка лица, если его вызывали, обязательна.
Если во время дачи объяснения о событиях свидетелю пришлось раскрыть особенности собственной деятельности или иные компрометирующие данные, то налоговая служба обязуется защитить эту информацию от разглашения, а также исключает фиксацию сведений в протоколе.
Свидетель обязан:
К перечню особенных обстоятельств, которые являются основанием для отказа свидетеля от данного статуса, закон относит:
Также законом предусмотрена ответственность свидетеля за отказ от дачи показаний и за дачу ложных сведений.
Привлечение свидетеля к процессу возможно на любом этапе, начиная от момента основания проверки до ее завершения, за исключением ряда особенностей. При этом, свидетель может быть привлечен в один из таких способов:
Вызов субъекта на процесс должен производиться повесткой письменно. При этом в повестке должны быть указаны все необходимые данные о процессе, а также должна присутствовать графа для подписи и иные важные вопросы.
Нет ограничений по возрасту, которые не позволяют лицам получить процессуальный статус свидетеля и отвечать на вопросы касательно проверяемого события.
Главное, чтобы человек был психически вменяем, то есть мог верно расценивать и понимать свои действия, поставленные вопросы, а также значение полученной и предоставляемой информации о налоговом правонарушении.
Так, налоговые проверки не имеют ограничений по терминам проведения, но могут проверяться только сведения о событиях, которые получены субъектом за последние три года деятельности, если иное не предусмотрено постановлением.
По времени проведения различают три вида налогового контроля:
Время проведения каждой из этих проверок событий не ограничено налоговым законодательством. Кроме того, кодексом зафиксировано особенную возможность приостановления проверок.
Заморозка времени не является основанием для прекращения мероприятий доказывания, поэтому законом не запрещено проводить допросы свидетелей и потерпевших в этот период. Хотя, нет и прямого разрешения на продолжение доказательных мероприятий, поэтому часто судами оглашается решение отказать в использовании протокола, как доказательства.
Также различают два вида проверок по месту их проведения:
Независимо от того, какая форма проверки имеет место, свидетель может быть допрошен:
Выбор места проведения процесса – это законное право свидетеля, которое может быть ограничено если в другие способы зафиксировать дачу показаний невозможно (например, одновременный допрос свидетеля и потерпевшего, свидетеля и проверяемого).
Обязательно оглашение этого решения свидетелю и потерпевшему с последующей фиксацией обстоятельств. Если же человек – инвалид, находится на стационарном лечении, то дача показаний переносится к месту его проживания (только по его заявлению).
Юридический протокол должен обладать всеми необходимыми реквизитами, дабы иметь силу. Нарушение порядка и формы протокола может стать причиной признания его не действительным.
Как результат, показания свидетеля не будут учитываться во время решения спора по делу. Так, в протоколе обязательно указываются:
На каждой странице документа свидетель обязан поставить свою подпись, чтобы подтвердить ознакомление со всем текстом.
Также, это является гарантией сохранности документа от фальсификации.
Кроме того, обязательным условием является простановка подписей под личной информацией, а также графами ознакомления с правами.
В кодексе прописано, что нарушение процесса допроса является причиной для его аннуляции, но существуют прецеденты, когда судами допускались к процессу протоколы с незначительными погрешностями.
Но, в таком случае, свидетель должен подтвердить отсутствие претензий к налоговой службе за порядок составления протокола.