Выселение – это один из самых распространенных правовых механизмов в сфере ЖЗ.
Выселение – это один из самых распространенных правовых механизмов в сфере жилищного законодательства, который применяется государственными властями по объективным на то основаниям. При этом выселение может являться как необходимостью, основанной на законодательных нормах, так и санкцией по отношению к нанимателю за нарушение условий договора социального найма.
В соответствии с этим, процедура выселения граждан может происходить как с выделением нового благоустроенного жилья, так и без переселения субъектов в новую квартиру. Об этом свидетельствуют нормы жилищного законодательства, а именно, ст. 84-91 ЖК РФ.
Среди объективных оснований, которые не ведут к разрыву договора о соцнайме, можно привести целый перечень причин, которые обуславливают право за нанимателями получить иное благоустроенное жилье, полностью соответствующее всем законодательным нормам, прописанным в ЖК РФ. К таковым основаниям относится переселение субъектов правоотношений по причине перевода жилого строения в нежилое, а также признание дома непригодным для комфортного проживания. Это закреплено в ст. 87 указанного Кодекса.
Итак, порядок предоставления другого жилого помещения подразумевает соблюдение следующих условий:
При этом следует отметить, что иное жилье, которое выделяется субъектам правоотношений взамен прежнего, должно быть схожим по параметрам нормы предоставления и учетной нормы, а также отвечать иным законодательным требованиям.
Предусмотрен в жилищном законодательстве РФ и порядок предоставления другого жилого помещения в случае, если жилплощадь передается на праве собственности религиозной организации. Этот порядок закреплен ст. 87.1 ЖК РФ.
Если обратиться к правовой норме, то можно сделать следующие выводы:
Таким образом, следует отметить, что если нарушается одно из перечисленных выше условий, то гражданин, чьи права и интересы были ущемлены, может обратиться за помощью в уполномоченный на то орган юстиции, который проведет компетентную проверку на возможность превышения полномочий со стороны госвласти.
На сегодняшний день существует законодательная возможность изъять недвижимое имущество как у собственника, так и у нанимателя по договору социального найма. В первом случае подобное правомочие со стороны государственных органов обуславливается ст. 32 ЖК РФ. При заключении договора социального найма в свое законное действие вступает правовая норма, зафиксированная в ст. 87.2 указанного нами выше Кодекса.
Итак, что же собой представляет порядок предоставления иной жилплощади в связи с изъятием ЗУ для обеспечения нужд государства или муниципалитета?
При выселении нанимателю и членам его семьи, которые выступают в роли сонанимателей, со стороны наймодателя должно быть предоставлено иное комфортабельное жилье, которое будет отвечать всем требованиям закона для проживания на постоянной основе на его территории.
При этом необходимо отметить, что переселение граждан в новое жилое помещение должно осуществиться до непосредственного изъятия ЗУ.
Кроме того, следует учитывать и основания, которые обуславливают возникновение необходимости изъятия ЗУ для обеспечения государственных или же муниципальных нужд. Этот перечень представлен в ЗК РФ и включает в себя следующие пункты:
Если со стороны государственных властей изъятие земельного участка происходит по иным основаниям, то гражданин, чьи права нарушаются, может обратиться в орган судебной власти с исковым заявлением. Суд примет в рассмотрение все аргументы как со стороны органов госвласти, которые осуществляют данное правомочие, так и от пострадавшей стороны правоотношений.
Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что, несмотря на законодательную возможность со стороны собственников жилья социального предназначения осуществлять выселение граждан с занимаемой площади после заключения договора соцнайма, законодатель предусмотрел четкий, регламентированный порядок воплощения этого правомочия, выход за рамки которого не допустим.