Юридическая энциклопедия "МИП"
Tелефон бесплатной горячей линии +7 (499) 577-03-28
Юридическая энциклопедия МИП онлайн - задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения в Москве

Земли историко-культурного назначения - это земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе земли, объявленные музеями-заповедниками.


Земельные территории государства включают в себя не только участки, которые используются частными гражданами для выполнения сельскохозяйственных работ, постройки жилья или коммерческой недвижимости, а также участки земли, которые находятся в распоряжении особо важных сфер государственного масштаба (промышленности, коммуникаций, транспорта, энергетики и др.). Существенная часть федеральных земельных активов находится в пользовании ведомств, которые распоряжаются культурными объектами.

Поможем в правовых вопросах о землях историко-культурного назначения
Запишись на бесплатную консультацию к юристу

Понятие и состав земель историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения – это территориальный класс, который состоит из земельных участков, включающих объекты культурного наследия и достопримечательности в качестве полноценных комплексов или отдельных понятий.

Специальным законодательством утверждается состав исторических и культурных объектов, которые выступают важным наследием различных народов, проживающих на территории страны, а также рассматриваются в качестве свидетельства об особенностях эпох, развития давних цивилизаций. Специалисты изучают культурные предметы и композиции как источники подлинной информации о процессе зарождения и особенностях развития культурного процесса.

Культурные объекты представлены в форме предметов и недвижимости, которая связана с художественными произведениями и комплексами различных сфер:

  • декоративно-прикладное искусство;
  • живопись;
  • наука;
  • скульптура;
  • техника.

Иной класс составляют объекты исторического наследия, которые были созданы или возникли самовольно в результате всевозможных исторических событий и происшествий – достопримечательности, памятники истории, художественные ансамбли. Важной характеристикой таких объектов является ценность для различных сфер:

  • история;
  • архитектура;
  • градостроительство;
  • искусство;
  • наука;
  • техника;
  • эстетика;
  • этнология;
  • антропология;
  • социальная культура и др.

Земельный кодекс России уточняет специфику использования и распоряжения землями историко-культурной сферы. Это участки, которые локализируются в пределах земель расположения объектов и предметов народного культурного наследия. Важным условием для такой градации территория является наличие конкретного объекта в государственном реестре.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Режим земель историко-культурного назначения регулируется государственными органами различных уровней, на территории которых размещаются конкретные культурные и исторические комплексы. Земельные участки находятся в распоряжении государства и органов местного самоуправления муниципального масштаба. Особенности распоряжения территорий культурного и исторического предназначения ограничивают:

  • использование территорий культурного и исторического назначения, а также археологических памятников, захоронений любых видов и достопримечательностей не в соответствии с установленным законодательством целевым назначением;
  • заключение договоров об аренде соответствующих территорий в пользу частных лиц для выполнения частного строительства или ведения любой деятельности, которая полностью или частично противоречит целевому предназначению участков;
  • эксплуатацию и дальнейшую разработку природных, водных и лесных объектов, а также использование подземных ресурсов и полезных ископаемых на территории культурных объектов и комплексов, если соответствующие работы могут нанести ущерб или разрушить земли историко-культурного назначения и соответствующие композиции;
  • предоставление в пользование или в собственность частных лиц на любых основаниях (заключение договора, аукцион, купля-продажа и др.), действия которых нарушают установленный порядок эксплуатации участков;
  • проведение строительных и проектировочных работ, за исключением мероприятий с целью реконструкции, сохранения и возобновления исторических памятников и культурных ансамблей, а также окружающих их участков.

Помимо ограничений в использовании, территории культурного и исторического значения подлежат особой охране. Законодательством предусматривается возможность принудительного изъятия таких участков для воплощения целей общественной и государственной важности, а также ограничений в обороте. Если же объекты относятся к разряду особенно ценных, то они включаются в соответствующие списки всемирного значения.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, его формирование, включение объектов культурного наследия в реестр и исключение из него

Единый государственный реестр представлен в форме специальной информационной системы, в которой содержатся все точные сведения об государственных объектах, комплексах и предметах культурного и исторического характера. Данный перечень создается в порядке включения в него различных объектов, при условии вынесения предварительного решения о предстоящем включении.

Также законодательством предусмотрена обратная процедура, которая предполагает возможность исключения культурных композиций при наличии решения об исключении.

Включение объектов в список государственного реестра предусматривает наличие соответствующего решения, а также проведение экспертных исследований, которые проводятся для выяснения точных данных об объекте, а именно:

  • наименование;
  • время создания, а также основные даты изменений и реконструкций;
  • место расположения;
  • категориальная принадлежность;
  • вид.

Государственная охрана объектов культурного наследия

Государственная охрана объектов культурного наследия в целях сохранения и восстановления культурно-исторических композиций предусматривает проведение мер (юридических, организационных, технических, строительных, финансовых и др.), которые направлены на выполнение следующих задач:

  • поиск новых предметов и достопримечательностей;
  • организацию учета и внесения объектов в государственный реестр;
  • детальное изучение открытых объектов;
  • принятие мер по предотвращению дальнейших разрушений.

Охрана объектов культурного наследия входит в компетенцию ответственных государственных и муниципальных учреждений:

  • управление государственной охраны объектов культурного наследия;
  • служба по государственной охране объектов культурного наследия;
  • государственная инспекция по охране объектов культурного наследия.

Полномочия федеральных органов заключаются в проведении контролирующих и экспертных проверок, а также принятии мер для максимального сохранения, рационального и бережного использования и комплексной охраны всего культурного наследия. Компетенция государственных и муниципальных органов регулируется законодательством о народных объектах культурного наследия.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич - эксперт по сложным вопросам

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

добрый день меня зовут Николай

На земельном участке в пределах населенного пункта расположены объекты историко культурного наследия регионального значения. Часовня и могильник. При передаче часовни и могильника как объектов культурного наследия казенному учреждению для охраны, региональные власти не рассматриваю вопрос об одновременной передаче и земельного участка под этими объектами. хотя в соответствии ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации могильник это объект археологического наследия скрытый слоем земли. Вопрос? как вы считаете передача этих объектов историко-культурного наследия без одновременной передачи и земельного участка правомерна или нет.

максим23.08.2021 13:01

Здравствуйте.

согласно ст. 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" 

6. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/f15d919619e3d7ba3de2199b93d925cd3c9f4414/

том случае, если объект культурного наследия относится к объектам, перечисленным в подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК, и располагается на земельном участке, находящемся в частной собственности, в силу комментируемого пункта земельный участок у собственника не изымается при условии, что в законе нет прямого указания на обратное.

Если договором не определено передаваемое  право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок пользования  объекта культурного наследия право пользования той частью земельного участка, которая занята объектом культурного наследия и необходима для его использования в соответствии с его назначением.

Куренкова Елена Владимировна
Куренкова Елена Владимировна24.08.2021 04:48